Ведущая компания в сфере страхования Allianz выпустила новое издание Глобального пенсионного отчета, содержащего анализ пенсионных систем 71 страны с использованием собственного пенсионного индекса Allianz (Индекс), согласно которому Казахстан занял 26 позицию, опережая Австрию, Испанию, Чили, Сингапур, Гонконг, Китай и многие другие страны (в 2023 году Казахстан занял 34 место среди 75 стран Индекса).
Пенсионный индекс Allianz (API) разработан для комплексной оценки устойчивости и достаточности пенсионных систем. Он состоит из трех суб-индексов и учитывает 40 параметров, оцениваемых по шкале от 1 до 7, где 1 означает наилучший результат. Индекс API пенсионной системы Казахстана составил 3,5 балла.
По первому суб-индексу, который оценивает темп демографических изменений, государственный долг и общий уровень жизни, набранный балл Казахстана составил 4,1 балла (в 2023 году – 3,5 балла). Этот показатель наиболее высокий в ОАЭ (2,3 балла), Австралии (2,6 балла) и Израиле (2,9 балла).
По второму суб-индексу, оценивающему устойчивость пенсионной системы, Казахстан набрал 3,6 балла (в 2023 году – 3,6 балла). Лучшие результаты в данном суб-индексе демонстрируют Индонезия, Дания и Болгария (с баллами от 2,1 до 2,3) главным образом благодаря повышению пенсионного возраста и введению фондированных компонентов в их пенсионные системы.
По третьему суб-индексу, который оценивает, насколько пенсионная система может обеспечивать адекватный (достаточный) уровень жизни в пожилом возрасте, казахстанская пенсионная система набрала 3,2 балла (в 2023 году – 3,3 балла). Дания, Нидерланды и Новая Зеландия - лидеры в данном рейтинге (с баллами от 1,7 до 2,0), имеют сильные фондированные компоненты второго и третьего уровней пенсионной системы.
Согласно отчету средний балл для всех проанализированных пенсионных систем составил 3,7 балла. Страной с лучшей пенсионной системой по версии Allianz стала, как и в 2023 году, Дания с оценкой 2,3 балла, затем следуют Нидерланды и Швеция (2,6 баллов), далее - Япония, которая сместила Новую Зеландию и заняла четвертое место в индексе, набрав 2,7 балла, Новая Зеландия набрала 2,8 баллов, Израиль - 3 балла, Австралия, Великобритания, Норвегия и США – по 3,2 балла.
Самые низкие позиции в рейтинге занимают пенсионные системы Марокко, Индии, Лаоса, Малайзии, Шри Ланки (от 4,5 до 5 баллов). В данных странах наиболее остро стоят проблемы низкого охвата населения пенсионной системой, причиной которого является преобладание неформальной занятости.
В отчете особое внимание уделяется вопросу старения населения и отмечается, что согласно последним прогнозам ООН в течение следующих 25 лет число людей в возрасте 65 лет и старше вырастет почти в 2 раза - с 857 млн сегодня до 1 578 млн в 2050 году. Снижение уровня рождаемости замедляет рост населения трудоспособного возраста, и к середине века на каждые 100 человек в возрасте от 15 до 64 лет будет приходиться 26 человек старше 65 лет, тогда как в настоящее время их количество составляет 16 человек. В 71 анализируемой стране, что составляет 75% населения Земли, уровень рождаемости варьируется от 0,7 ребенка на женщину в Гонконге до 4,4 в Нигерии. Эти страны также представляют собой верхнюю и нижнюю границы по ожидаемой продолжительности жизни, которая в среднем составляет 85,6 лет в Гонконге и 54,6 лет в Нигерии. Показатели коэффициента демографической нагрузки (КДН), который демонстрирует количество людей пенсионного возраста на 100 человек трудоспособного возраста, сильно отличаются в разных странах. В большинстве индустриально развитых стран общий уровень КДН вызывает беспокойство, в то время как во многих развивающихся странах причиной беспокойства является быстрый темп старения. Страны с самыми быстрыми темпами старения - это Гонконг, Южная Корея, Тайвань и Саудовская Аравия. Тем не менее, в 2050 году топ-20 самых «старых» стран мира будет в основном состоять из стран-участниц ЕС: в Италии, Испании, Греции и Португалии КДН превысит 60%. Нигерия, Кения и Пакистан будут иметь самое молодое население в силу всё ещё высокого уровня рождаемости и относительно низкой продолжительности жизни.
В отчете также отмечается, что основная цель пенсионной системы – это защита от риска долголетия и бедности в пожилом возрасте, а также обеспечение достойного уровня жизни в старости. Поэтому при реформировании или создании пенсионных систем политики должны учитывать не только их долгосрочную устойчивость, но и их адекватность. Если государственные пенсионные системы не способны обеспечить достойный уровень жизни в старости, то должны быть доступны дополнительные льготные в плане налогообложения или субсидируемые государством пенсионные продукты, профессиональные и частные пенсионные планы.
Страны, которые нуждаются в реформах в меньшей степени с точки зрения адекватности пенсионной системы, это Дания, Нидерланды и Новая Зеландия, где дополнительные профессиональные накопительные программы и частное пенсионное обеспечение уже являются основным элементом пенсионных систем.
Адекватность пенсионных систем определяется также коэффициентом замещения дохода (КЗД). Средний валовый КЗД в государственных пенсионных системах анализируемых стран составляет 53%, при этом коэффициенты варьируются от 8% в Южной Африке до 88% в Бразилии. КЗД в Казахстане по итогам 2024 г. составил 41%. Однако Международная организация труда (МОТ) отмечает, что из-за пенсионных реформ уровень пенсионных выплат в некоторых европейских государствах грозит упасть ниже рекомендуемого минимального уровня в 40–45% от заработка после 30 лет осуществления взносов, что подтверждает необходимость срочного укрепления дополнительных накопительных уровней пенсионных систем.
В отчете Allianz поставлен вопрос: способны ли государственные пенсионные системы справиться с демографическими вызовами в условиях снижения коэффициента рождаемости и увеличения продолжительности жизни. В результате всестороннего анализа пенсионных систем разных стран сделано заключение, что системы, финансируемые по принципу "pay-as-you-go" (распределительные системы), в которых взносы трудоспособного населения используются для финансирования пенсий нынешних пенсионеров, не могут гарантировать их долгосрочную финансовую устойчивость и достойный уровень жизни в пожилом возрасте c обеспечением адекватными пенсионными выплатами.
Задача заключается в том, чтобы найти баланс между обеспечением устойчивости и адекватности пенсионных систем и созданием необходимых условий для дополнительного финансирования пенсий за счет накопительного компонента. Кроме того, предоставление возможности пожилым работникам продолжать трудовую деятельность также имеет важное значение для поддержания государственных пенсионных систем в балансе.
Таким образом, в отчете сделан вывод, что «идеальная» пенсионная система – это правильный баланс между государственной пенсионной системой (pay-as-you-go) и накопительной. Страны, которые сочетают эти два компонента, лучше всего подготовлены к демографическим изменениям и обеспечению устойчивости пенсионной системы и достаточности пенсионных выплат в долгосрочной перспективе. Однако, эффективно функционирующие рынки труда являются необходимым условием для успешной реализации любой пенсионной реформы, что означает увеличение доли формальной занятости на развивающихся рынках и адаптацию рынков труда к потребностям стареющей рабочей силы в промышленно развитых странах.
Информационная справка по Глобальному пенсионному отчету Allianz «Время перейти от слов к делу» и отчет Allianz о результатах анализа пенсионных систем мира в 2025 году размещены по ссылке: