Трудящимся государств – членов евразийского экономического союза (ЕАЭС)
О пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС
С 01.01.2021 г. вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 г. (далее – Соглашение), ратифицированное Республикой Казахстан 07.12.2020 г.
Соглашение является международным договором, применяется в отношении трудящихся и членов семей и призвано урегулировать отношения в сфере пенсионного обеспечения граждан государств-членов ЕАЭС.
Основная цель Соглашения – формирование пенсионных прав трудящихся (граждан государств-членов ЕАЭС) на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Это означает, что каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.
Что необходимо знать?
Государствами–членами ЕАЭС являются:
- Республика Армения (РА);
- Республика Беларусь (РБ);
- Республика Казахстан (РК);
- Кыргызская Республика (КР);
- Российская Федерация (РФ).
Уполномоченные органы и компетентные органы в республике Казахстан
В Республике Казахстан по реализации Соглашения:
уполномоченными органами являются:
- Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и Министерство здравоохранения Республики Казахстан.
компетентными органами являются:
- акционерное общество «Единый накопительный пенсионный фонд» и его филиалы по приему трудящихся (членов семьи), наследников (правопреемников) пенсионных накоплений либо их представителей и документов от них, подготовке, обработке сведений и документов, принятию решений о назначении (об отказе в назначении) пенсии, организации выплаты (доставки) пенсии, по подтверждению трудового стажа трудящихся государств-членов ЕАЭС;
- Комитет труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и его территориальные подразделения по подтверждению трудового стажа трудящихся государств-членов ЕАЭС.
Формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС
Формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
В Республике Казахстан к пенсионным взносам относятся пенсионные взносы в ЕНПФ
Работодатель Республики Казахстан, привлекший трудящегося из государства-члена ЕАЭС, с 1 января 2021 года осуществляет перечисление пенсионных взносов в ЕНПФ в порядке и сроки, установленные пенсионным законодательством РК.
Срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена и членов семьи на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг)
Реализация права на назначение и выплату пенсии трудящимся государств – членов ЕАЭС
Реализация права на назначение и выплату трудящимся (членам семьи) пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства.
Виды пенсий, на которые распространяется Соглашение определены статьей 2 Соглашения.
В Республике Казахстан Соглашение распространяется на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет сформированных пенсионных взносов:
- при достижении пенсионного возраста;
- при установлении инвалидности 1 и 2 групп, если инвалидность установлена бессрочно;
- единовременная выплата наследникам.
Каждое государство-член ЕАЭС будет платить пенсию по своему законодательству за стаж работы, приобретенный трудящимся на его территории после 01.01.2021 г.
Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена ЕАЭС, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии.
Право на накопительную пенсию, а также на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством государства-члена.
Трудящийся (член семьи) имеет право обратиться за назначением и выплатой пенсии в компетентный орган государства проживания и (или) в компетентный орган государства трудоустройства.


Ответы на часто задаваемые вопросы
Соглашением определено, что формирование пенсионных прав трудящихся – граждан стран ЕАЭС осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
Учитывая, что в ЕНПФ ИПС для учета ОПВ и (или) ОППВ открывается автоматически при поступлении от работодателя первичной суммы ОПВ и (или) ОППВ, работнику - гражданину страны ЕАЭС не нужно заключать такой вид договора.
Следовательно, работодатель в Республике Казахстан обязан по работникам, являющимися гражданами стран ЕАЭС с 01.01.2021г. также, как и в отношении граждан Республики Казахстан, своевременно исчислять, удерживать (начислять) и уплачивать ОПВ, ОППВ в ЕНПФ и вести первичный учет исчисленных, удержанных (начисленных) и перечисленных ОПВ, ОППВ по каждому работнику, в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 11 статьи 248 Социального кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс)контроль за полным и своевременным осуществлением уплаты ОПВ, ОППВ и (или) пени, начисленной в соответствии с пунктом 1 статьи 256 Кодекса, осуществляется органами государственных доходов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статьей 2 Соглашения определены виды пенсий, на которые могут рассчитывать трудящиеся, граждане стран ЕАЭС.
В Республике Казахстан - это пенсионные выплаты из ЕНПФ при достижении пенсионного возраста, при установлении инвалидности 1 и 2 групп, если инвалидность установлена бессрочно.
Согласно статье 3 Соглашения, реализация права на назначение и выплату трудящимся пенсии осуществляется на тех же условиях, что и для граждан государства трудоустройства.
Оформление пенсии будет осуществляться через компетентные органы стран ЕАЭС.
При исчислении и удержании пенсионных взносов следует руководствоваться требованиями Правил и сроки исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 октября 2013 года № 1116 (далее – Правила).
Принимая во внимание, что Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 года обязанность работодателя осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) в ЕНПФ возникает за доход трудящегося, полученный с 1 января 2021 года, в сроки, предусмотренные Правилами.
Для удержания и перечисления пенсионных взносов с дохода работника, работодатель не запрашивает у работника дополнительные документы, т.к. необходимые данные (ФИО/ДР) должны иметься у работодателя на основании ранее представленного (при трудоустройстве работника) документа, удостоверяющего личность (заграничного паспорта иностранца, гражданина страны ЕАЭС), а также ИИН нерезидента.
В случае смерти трудящегося, гражданина страны ЕАЭС, имеющего пенсионные накопления в ЕНПФ, право на их единовременное получение переходит его наследникам при предоставлении в ЕНПФ правоустанавливающих документов, определенных законодательством Республики Казахстан, в том числе через компетентные органы государств-членов ЕАЭС.
Статьей 12 Соглашения, содержащей переходные положения, предусмотрено, что назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке:
- за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы;
- за стаж работы, приобретенный до вступления Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов ЕАЭС и Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.
Следовательно, нормы Соглашения распространяются только на стаж работы, приобретенный трудящимся в период после вступления в силу Соглашения (с 01.01.2021г.), при условии официального трудоустройства, с заключением трудового или гражданско-правового договора, с обязательной уплатой страховых (пенсионных) взносов в пенсионную систему государства трудоустройства.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов ЕЭАС1 и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами ЕАЭC. Таким международным договором является Соглашение2, которое вступило в силу с 01.01.2021г.
Основной целью Соглашения является формирование пенсионных прав трудящихся государств-членов ЕАЭС на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства, то есть каждое государство-член ЕАЭС должно гарантировать гражданам других государств-членов ЕАЭС объем прав на пенсионное обеспечение, равный объему прав, предоставляемому своим гражданам на аналогичных условиях.
Так, например, по условиям законодательства Российской Федерации (РФ) за работающих граждан, в том числе иностранцев – граждан стран ЕАЭС работодатели в обязательном порядке за счет собственных средств перечисляют страховые взносы в пенсионную систему РФ, однако право на получение пенсии у граждан стран ЕАЭС, не постоянно проживающих в РФ, за стаж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения, отсутствует.
Если гражданин страны ЕАЭС продолжит работу в РФ после вступления Соглашения в силу либо заключит трудовой или гражданско-правовой договор после вступления Соглашения в силу, то право на виды пенсий, назначаемых РФ в рамках статьи 2 Соглашения, возникнет у данного гражданина только по условиям законодательства РФ с применением норм Соглашения.
При этом все пенсионные отчисления, осуществленные работодателями в пользу граждан стран ЕАЭС до вступления в силу Соглашения, остаются в пенсионной системе РФ.
Следует отметить, что нормы Соглашения распространяются только на стаж работы, приобретенный трудящимся в период после вступления в силу Соглашения (с 01.01.2021г.), при условии официального трудоустройства, с заключением трудового или гражданско-правового договора, с обязательной уплатой страховых (пенсионных) взносов в пенсионную систему государства трудоустройства.
Учитывая изложенное, информируем, что возможность перевода в ЕНПФ пенсионных (страховых) взносов, осуществленных работодателями в Вашу пользу в Пенсионный фонд РФ, не предусмотрена законодательствами РФ и Республики Казахстан.
Кроме того, перевод пенсионных взносов между пенсионными системами стран ЕАЭС также не предусмотрен нормами Соглашения.
Например, при прекращении трудовой деятельности в стране ЕАЭС, если у гражданина не возникло право на назначение пенсии, то в этих случаях пенсионные взносы остаются в пенсионной системе страны трудоустройства до возникновения права на пенсию по условиям страны трудоустройства и обращения гражданина за пенсией в компетентный орган страны ЕАЭС.
В соответствии со статьей 196 Социального кодекса Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, имеют право на пенсионное обеспечение.
Соглашение, вступившее в силу с 01.01.2021г. является международным договором, нормы которого распространяются на трудящихся, граждан государств-членов ЕАЭС, временно пребывающих в других странах ЕАЭС с целью осуществления трудовой деятельности.
При этом срок временного пребывания (проживания) трудящегося государства-члена ЕАЭС на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).
Согласно статье 2 Соглашения, формирование пенсионных прав трудящихся – граждан стран ЕАЭС осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.
В соответствии со статьей 1 Соглашения, в Республике Казахстан к пенсионным взносам относятся пенсионные взносы в ЕНПФ.
Таким образом, граждане стран ЕАЭС, временно находящиеся в Республике Казахстан с целью осуществления трудовой деятельности, обязаны формировать свои пенсионные права, как и граждане РК, путем перечисления обязательных пенсионных взносов (ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (ОППВ) в ЕНПФ по ставкам и в порядке, установленном пенсионным законодательством Республики Казахстан.
При этом работнику (гражданину государства-члена ЕАЭС, в том числе РФ) для уплаты ОПВ и (или) ОППВ заключать договор о пенсионном обеспечении не требуется, т.к. в случае отсутствия у физического лица в ЕНПФ индивидуального пенсионного счета (ИПС) для учета ОПВ и (или) ОППВ, данные ИПС открываются автоматически на основании поступивших из Государственной корпорации «Правительство для граждан» списков физических лиц, в пользу которых перечисляются ОПВ и (или) ОППВ;
В соответствии со статьей 196 Социального кодекса Республики Казахстан граждане Республики Казахстан, а также иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, имеют право на пенсионное обеспечение.
Вместе с тем, на граждан государств-членов ЕАЭС, временно находящихся на территории других государств-членов ЕАЭС с целью осуществления трудовой деятельности, распространяются нормы Соглашения, ратифицированного Республикой Казахстан 7 декабря 2020 года.
Соглашение вступило в силу с 1 января 2021 года, поэтому работодатель, привлекший трудящегося из стран ЕАЭС (а именно из Республики Армения, Республики Беларусь, Российской Федерации и Кыргызской Республики) в рамках трудового договора либо гражданско-правового договора, с 1 января 2021 года осуществляет регулярное перечисление обязательных пенсионных взносов в размере 10% от ежемесячного дохода трудящегося (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) в ЕНПФ.
ОПВ – обязательные пенсионные взносы устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления ОПВ. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления ОПВ, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
ОППВ – обязательные профессиональные пенсионные взносы осуществляются агентами (работодателями) за счет собственных средств в пользу работников, занятых на работах с вредными условиями труда, профессии которых предусмотрены перечнем производств, работ, профессий работников. В случае исключения вредных условий труда, подтвержденных результатами аттестации производственных объектов, уплата обязательных профессиональных пенсионных взносов агентами не осуществляется.
ИПС – индивидуальный пенсионный счет
ЕАЭС – Евразийский экономический союз