Краткое резюме
Обеспечение адекватности пенсий относится к важнейшим задачам пенсионной системы любой страны. На важность решения этой задачи указывают все авторитетные международные организации. В Глобальном пенсионном индексе MCGPI[1] отмечается необходимость обеспечения адекватности пенсий в Казахстане. В частности, одной из основных рекомендаций для Казахстана является «увеличение минимального уровня поддержки наиболее бедных пожилых людей/пенсионеров».
Учитывая международный опыт и актуарные расчеты, группа казахстанских экспертов[2], стоявших у истоков формирования финансового рынка и накопительной пенсионной системы, направила Главе государства ряд предложений по пенсионной системе.
- На какие проблемы государственной пенсии указывают эксперты?
Экспертами в отношении адекватности государственных пенсий в Казахстане отмечены следующие системные проблемы:
- Риски снижения реальных доходов пенсионеров (вследствие постепенного уменьшения солидарной пенсии и при недостаточном росте базовой пенсии).
- Отсутствие устойчивого стандарта для расчета выплат в пенсионной системе.
- В чем заключаются предложения экспертов по государственной пенсии?
Для обеспечения адекватности государственной пенсии экспертами предложено:
- Использовать минимальную заработную плату (МЗП) вместо прожиточного минимума (ПМ) в качестве единого социального стандарта для расчета и прогнозирования всех выплат в пенсионной системе.
- Поддерживать расходы госбюджета на пенсию не ниже 3% ВВП.
Проблематика
- Правильно ли в целом выстроена пенсионная система в Казахстане?
Да, правильно. Пенсионная система Казахстана является многоуровневой. В мире такие системы признаны наиболее устойчивыми, обеспечивающими многокомпонентность пенсии за счет участия всех сторон: государства, работника и работодателя.
Многоуровневая система включает государственный и накопительный компоненты пенсии. Оба компонента важны, дополняют друг друга и требуют дальнейшего развития в интересах всех категорий граждан.
- Что представляет из себя государственная пенсия?
Государственная пенсия включает солидарную и базовую пенсии и выплачивается напрямую из бюджета. Такой подход обеспечивает финансовую устойчивость системы, поскольку финансирование распределительных (солидарной и базовой) пенсий происходит из общих поступлений в бюджет (без создания внебюджетных фондов).
Следует отметить, что в мире накопительные пенсионные фонды (к ним относится ЕНПФ) не являются внебюджетными фондами, поскольку индивидуальные пенсионные накопления граждан являются их личными сбережениями и собственностью.
- Что в будущем будет происходить с солидарной пенсией?
Солидарная пенсия (пенсионная выплата по возрасту), унаследованная от СССР и основанная на «солидарности поколений», назначается гражданам при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев по состоянию на 1 января 1998 года. Ее величина также отчасти зависит от размера трудового дохода. Так как трудовой стаж до 1998 года уменьшается, размер назначаемой солидарной пенсии неуклонно снижается. В результате государственная пенсия граждан, выходящих на пенсию после 2040 года, будет состоять только из базовой пенсии.
- Как расчитывается базовая пенсия?
Базовая пенсия назначается всем гражданам, и ее размер зависит от их трудового стажа до и после 1998 года. В трудовой стаж после 1998 года засчитываются только периоды, за которые осуществлялись обязательные пенсионные взносы (ОПВ), включая также периоды ухода за детьми в возрасте до 3 лет (12 лет в общей сложности), за детьми с инвалидностью в возрасте до 18 лет и др.
Базовая пенсия (БП) постепенно растет. С 1 января 2024 года величина БП составляет от 65% (мин.) до 105% (макс.) от прожиточного минимума (ПМ). В дальнейшем, в период с 2024 по 2027 годы, Социальным кодексом РК предусмотрено повышение минимальной БП с 65% до 70%, а максимальной – с 105% до 120% от ПМ. Максимальная БП (120% от ПМ) будет выплачиваться, если общий трудовой стаж составит не менее 35 лет.
- В условиях сокращения солидарной пенсии сможет ли в будущем базовая пенсия обеспечить адекватность государственой пенсии?
По состоянию на 1 июля 2024 года средний размер ежемесячной государственной пенсии из бюджета составил 132 110 тенге (в том числе солидарная пенсия – 89 479 тенге, базовая пенсия – 42 631 тенге). Сейчас солидарная пенсия составляет большую часть (около 2/3) от государственной пенсии. Однако с уходом солидарной пенсии размер государственной пенсии существенно снизится. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо обеспечить адекватный темп роста базовой пенсии, соответствующий темпам снижения солидарной пенсии.
- Что может произойти, если не учесть предложения экспертов?
По действующему законодательству расходы государства на базовую пенсию в будущем не смогут компенсировать снижение расходов на солидарную пенсию. В этом случае доля общих расходов на государственную пенсию снизится с текущих 3% до уровня ниже 1% от ВВП к 2050 году (Диаграмма 1). Как было отмечено, это связано с тем, что выплаты солидарной пенсии снижаются и прекратятся после 2040 года, а размеры базовой пенсии растут недостаточно.
Кроме того, базовая пенсия индексируется только на уровне прогнозной (а не фактической) инфляции (ввиду привязки к ПМ). Это ведет к системному отставанию пенсионных доходов от трудовых доходов населения и снижению благосостояния пенсионеров.
- Каков международный опыт по государственной пенсии?
Расходы на государственную пенсию зависят от выбора модели пенсионной системы.
В странах ОЭСР[3] в среднем такие расходы составляют 7,7% от ВВП, варьируясь от 3% до 16% (Диаграмма 2). При этом более низкие расходы в странах с преимущественно накопительными системами (выделены желтым цветом) и более высокие – в странах с распределительными (солидарными, страховыми) системами (отмечены зеленым цветом).
В Казахстане текущие пенсионные расходы госбюджета (около 3% ВВП) ниже, чем в среднем по ОЭСР, отчасти благодаря построению многоуровневой пенсионной системы (отмечено красным цветом).
Предлагаемые решения
- Что предлагают эксперты для адекватности государственной пенсии?
Как отмечено выше, государственная пенсия в Казахстане имеет тренд снижения ввиду:
- уменьшения доли и размеров солидарной пенсии;
- отставания в росте размеров базовой пенсии и ее индексации (индексируется только на прогнозную инфляцию).
Для поддержания адекватности государственной пенсии предложено:
- использовать МЗП (вместо ПМ) как единый стандарт в трудовой и пенсионной сфере,
- стабилизировать расходы на государственную пенсию (с учетом практики ОЭСР) не ниже текущих объемов (около 3% от ВВП).
- Почему важно использовать минимальную зарплату как единый социальный стандарт при расчете пенсионных выплат?
В настоящее время пенсионные выплаты рассчитываются исходя из величины ПМ, которая индексируется по уровню прогнозной инфляции, и неуклонно отстают от роста зарплаты на рынке труда (как ее медианного, так и среднего размера). Как следствие, это ведет к снижению реальных пенсионных доходов населения.
В международной практике (страны ОЭСР) размеры государственной пенсии и МЗП устанавливаются и поддерживаются адекватно росту медианных заработных плат (индекс Кейтца). В среднем по странам ОЭСР: МЗП составляет около 50% от медианной зарплаты, минимальная государственная пенсия – около 60% от МЗП.
Поэтому важна привязка всех пенсионных выплат к единому стандарту – МЗП с дальнейшим обеспечением адекватности размера МЗП с учетом роста медианной зарплаты.
- Что дают предложения экспертов для граждан?
Предложения обеспечивают постепенный, устойчивый и предсказуемый для граждан, рост средней государственной пенсии (с учетом роста медианной зарплаты) и поддержку минимального коэффициента замещения дохода[4] на уровне международных стандартов (не ниже 40%, согласно Международной органзации труда) (Диаграмма 3).
Это достигается путем:
- поэтапного повышения базовой пенсии (БП) и ее привязки к МЗП;
- ежегодной реальной индексации БП +2% (т.е. с опережением инфляции).
- Что дают предложения экспертов для государства в целом?
Предложения экспертов позволят стабилизировать долгосрочные расходы госбюджета на пенсии около 3% ВВП (с учетом практики стран ОЭСР). Это важно в условиях объективного сокращения солидарной пенсии и подтверждается долгосрочными расчетами ЕНПФ (Диаграмма 4). На диаграмме 5 представлено оценка расходов бюджета на государственную пенсию (по действующему законодательству и предложениям экспертов).
Кроме того, предложения позволят стимулировать трудовую занятость (поскольку размер базовой пенсии граждан зависит от их трудового стажа, определяемого по отчислениям ОПВ), выход «из тени» (с ростом налогов и отчислений в бюджет), участие в пенсионной системе и рост пенсионных сбережений (с их инвестированием в экономику страны).
[1] В 2023 году пенсионная система Казахстана впервые включена в пенсионный индекс MCGPI (Mercer CFA Institute Global Pension Index), заняв 20-е место среди 47 стран, представляющих 64% населения мира.
[2] Григорий Марченко, Ораз Жандосов, Болат Жамишев, Кадыржан Дамитов, Анвар Сайденов, Елена Бахмутова, с участием Гульфайрус Шайкаковой.
[3] Источник: https://data.oecd.org/socialexp/pension-spending.htm
[4] Коэффициент замещения дохода (КЗД) – отношение размера пенсионного дохода граждан (в пенсионном возрасте) к размеру их трудового дохода (в предпенсионном возрасте).