Выберите филиал:
Необходимость нововведений в пенсионной системе Республики Казахстан возникла несколько лет назад
7 июня 2013 года Президент страны обратился к своему народу с Посланием «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», в котором также были затронуты вопросы пенсионной реформы. С того момента началась разработка «Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года», которая была утверждена указом Главы государства 18 июня 2014 года.
Чем продиктована необходимость модернизации пенсионной системы в Республике Казахстан? Прежде всего уменьшением размеров солидарных пенсий и необходимостью дальнейшей диверсификации источников пенсионных выплат, а также долгосрочными демографическими трендами и цикличностью экономического развития. В числе решающих факторов в пользу модернизации стоит отметить и необходимость дальнейшей оптимизации распределения ответственности за пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником.
Концепция базируется на оценке опыта реализации пенсионных преобразований в Казахстане и мировых тенденций развития пенсионных систем. Для реализации задач модернизации пенсионной системы будет проведена работа по нескольким направлениям.
В первую очередь это касается повышения пенсионного возраста для женщин. Это будет происходить постепенно, начиная с 2018 года, по полгода до достижения женщинами 63 лет. Таким образом, на законодательном уровне государство гарантирует женщине, что до определенного срока ее не уволят, не сократят, позволят сделать больше накоплений. Изменения также произошли в расчетах базовой пенсии, которая будет начисляться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. Помимо этого, среди новшеств появился условно-накопительный компонент – обязательные пенсионные взносы работодателя.
Последние нововведения нужны для того, чтобы повысить уровень пенсионного обеспечения с учетом снижения солидарного компонента. Условно-накопительная пенсионная система работает по двум принципам – накопительному и распределительному. На счет сотрудника, открытый в ЕНПФ, работодатель ежемесячно перечисляет 5% из средств предприятия. Человек может получать выплаты из этого компонента, достигнув пенсионного возраста (при условии стажа участия от пяти лет) либо при инвалидности I и II группы, установленной бессрочно. Размер пенсионной выплаты зависит от стажа участия в пенсионной системе, частоты отчислений пенсионных взносов и дополнительных сумм перераспределения. Обратите внимание, что максимальная выплата ограничена, но зато при этом она осуществляется пожизненно, даже если средства на индивидуальном пенсионном счете будут исчерпаны.
К безусловным плюсам условно-накопительного компонента относится то, что он сочетает в себе преимущества солидарного и накопительного компонентов. УНК социально ориентирован, то есть в случае установления максимального размера выплаты происходит перераспределение пенсионных средств среди участников системы. Более того, он финансово устойчив и в случае действительной доходности не требует вливаний из государственного бюджета.
Однако накопленные средства на условном накопительном счете не являются собственностью вкладчика. В случае его смерти или выезда на постоянное место жительства за границу эти деньги подлежат перераспределению.
Что касается сроков внедрения условно-накопительного компонента, согласно закону «Об обязательном медицинском страховании», работодатели с 1 июля текущего года начали отчислять платежи в Фонд обязательного медицинского страхования 1% от ежемесячной заработной платы работников (с постепенным повышением). Чтобы снизить нагрузку на работодателей, а также дать им время адаптироваться к новым требованиям законодательства, срок внедрения обязательных пенсионных взносов работодателя перенесен с 2018 года на 2020 год. Указанные изменения приняты в Законе Республики Казахстан от 20 июня 2017 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения».
Источник: liter.kz