Выберите филиал:
В Алматы за круглым столом обсуждалась тема «Накопительной пенсионной системе Республики Казахстан 20 лет: итоги, вызовы, перспективы». Мероприятие в режиме форум-совещания состоялось по инициативе ЕНПФ при участии руководства фонда, представителей Министерства труда и социальной защиты населения, Государственного фонда социального страхования, Ассоциации финансистов Казахстана, Государственной корпорации «Правительство для граждан», Палаты предпринимателей, а также людей, стоявших у истоков становления системы, ведущих экспертов, политологов, экономистов, представителей Общественного совета при ЕНПФ.
Вопрос выхода на пенсию волнует многих людей, которые задумываются о своем будущем. В настоящее время пенсионеры в Казахстане являются одной из многочисленных социальных групп населения, и из года в год их численность только увеличивается. А учитывая, что, так или иначе, пенсионная система затрагивает каждого жителя - неудивительно, что этот вопрос интересует всех, он находится в топе самых обсуждаемых. Знание и понимание, как устроена пенсионная система, безусловно, во многом помогут будущим пенсионерам заранее подготовиться к выходу на пенсию. Поэтому за круглым столом были и вкладчики, которые приняли живое участие в обсуждении причин перехода страны к накопительной пенсионной системе, плюсов и минусов создания ЕНПФ, современного состояния и дальнейших перспектив развития накопительной пенсионной системы.
Не существует идеальной системы обеспечения качественного уровня жизни пожилых граждан. Лишь около тридцати стран во всем мире имеют пенсионные системы, гарантирующие среднюю пенсию, сравнимую со средней зарплатой и существенно превышающую прожиточный минимум. Но и в этих странах в последнее десятилетие идет активный процесс настройки или даже значительного пересмотра параметров пенсионных систем.
Времена меняются - и по мере роста эффективности финансовых систем и снижения роли капитала в развитии экономики роль пенсионных инвестиций будет становиться все менее важной, в то время как роль потребления, которое естественно снижается из-за пенсионных отчислений, как драйвера роста экономики, будет расти.
Пенсионные системы будут эволюционировать, видимо, в сторону снижения налоговой нагрузки на потребление, возможно, за счет расширения спектра «разрешенных расходов» из пенсионных активов, перехода к частичному формированию пенсии из доходов от «национального богатства».
Вопросы, стоящие перед «дизайнерами» пенсионных систем, крайне разнообразны, и первый вопрос, конечно, состоит в миссии пенсионного обеспечения. Главная задача модернизации пенсионной системы нашей страны - повышение эффективности пенсионных выплат. В Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система по принципу: работай больше и больше будешь получать. Она состоит из платежей из государственного бюджета - базового и солидарного компонента - и выплат из ЕНПФ, сформированных за счет обязательных и добровольных накоплений.
Сегодня выплаты состоявшимся пенсионерам порядка 80-85% складываются из так называемых государственных пенсий. Постепенно ситуация будет меняться. В 2040-х на пенсию начнут выходить люди, не имеющие стажа до 1998 года, и, соответственно, они смогут рассчитывать только на свои накопления и базовую пенсию, которая в свою очередь с 1 июля 2018 года будет также зависеть от стажа участия в накопительной пенсионной системе. Из этого следует, что обеспечение на пенсии все больше будет зависеть не только от государства, работодателя, своевременно перечисляющего взносы, но и в большей мере от самого человека.
Главный принцип многоуровневой пенсионной системы - равное участие государства, граждан и работодателей в пенсионном обеспечении граждан. Государство не снимает с себя обязательство о пенсионном обеспечении всех граждан, иностранцев, а также лиц без гражданства, проживающих на территории Казахстана. Напротив, с этого года базовая пенсионная система была усовершенствована согласно принципам социальной справедливости и для стимулирования граждан к участию в пенсионной системе. Если раньше она назначалась всем одинаково, то теперь ее размер будет зависеть от трудового стажа и стажа участия в накопительной системе, а также от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год. Уплачивая пенсионный взнос десять и менее лет, можно рассчитывать на 54%, за каждый последующий год добавляется 2%. Если человек проработал 20 лет, начисляется пенсия в размере 74%, если 33 или больше лет - один прожиточный минимум.
Участники круглого стола также обменялись мнениями по вопросам формирования культуры пенсионных накоплений у казахстанцев, особенно молодого поколения и самозанятого населения, а также о роли добровольных пенсионных взносов как способа формирования пенсионного капитала. Как отметила в вступительном слове председатель правления АО «ЕНПФ» Нурбуби Наурызбаева:
- Система на сегодняшний день состоялась, успешно работает и развивается. На 1 декабря в Едином накопительном пенсионном фонде открыто свыше 10 миллионов индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и получателей, на которых аккумулированы пенсионные накопления на сумму 9,1 трлнтенге. За всю историю в систему поступило 6,6трлнтенге в виде пенсионных взносов, совокупный объем выплат и переводов накоплений в страховые организации составил 1,2 трлн тенге. Болеетрети всех накоплений привнесено на счета вкладчиков и получателей инвестиционными управляющими в виде инвестиционного дохода. На сегодняшний день единым оператором всех
финансовых и информационных потоков является ЕНПФ. Миссия Фонда заключается в организационном содействии вкладчикам в формировании пенсионных накоплений посредством повышения качества услуг, достоверного учета пенсионных активов, а также повышения культуры планирования пенсионных сбережений.
Основная стратегическая задача ЕНПФ - это качество и доступность пенсионных услуг, а его деятельность основана на принципах открытости и прозрачности. Наряду с вопросами прозрачности, инвестиционной доходности, перед современной накопительной пенсионной системой стоит ряд вызовов, которые становятся все более актуальными для Казахстана. Это вопросы максимального вовлечения населения в накопительную пенсионную систему, а также повышение коэффициента замещения пенсией утраченного трудового дохода.
Участники круглого стола с удовлетворением констатировали, что по итогам прошлого года средний коэффициент замещения получателей накопительной пенсионной системы составил 43% с учетом базовой и солидарной пенсий. На увеличение коэффициента замещения за счет накопительного компонента существенное влияние окажет введение с 2020 года условно-накопительного компонента - 5%-ных обязательных пенсионных взносов работодателя в пользу своих работников.
Кроме того, усилить обязательные взносы можно добровольными вкладами в произвольном размере, которые в Казахстане до сих пор не получили должного развития. Основными условиями привлечения к добровольным пенсионным планам являются: льготное налогообложение, создание привлекательных условий продуктов по добровольным пенсионным накоплениям, софинансирование со стороны работодателя или государства, повышение информированности населения.
По итогам встречи участники отметили важность для экономики и общества проведенной Казахстаном 20 лет назад пенсионной реформы. Также была отмечена необходимость развития накопительной пенсионной системы, успешность которой в большей степени зависит от экономической ситуации в стране: роста реального сектора экономики, производительности труда, доходов населения.