Выберите филиал:
Диалектика развития: то, что вчера казалось сложным и научным, сегодня – практика жизни. И привыкаем мы к этому очень быстро. А новые разделы экономики, сфер общественной жизни, нашей ежедневной практики наполняются словами, действиями, операциями, о которых ранее мы и представления не имели. Самое наглядное – цифровые технологии, которые, едва появившись, становятся обыденностью, поскольку упрощают жизнь, экономят время, обеспечивают точность, позволяют держать на контроле самые важные вопросы деловой и повседневной жизни.
Открывая рубрику «Цифровой Казахстан», мы хотим рассказать о том, как цифра меняет жизнь к лучшему. Не исключено, кому-то наши материалы помогут лучше освоиться в цифровом мире. В разных сферах, в том числе и такой важной для каждого, как пенсионная система. Ведь сегодня считается правильным держать в курсе все движения по пенсионному счету, отслеживать добросовестность и аккуратность перечислений работодателем наших пенсионных средств. Но современные технологии позволили ЕНПФ значительно расширить эту опцию. И мы сегодня расскажем, какие возможности по управлению своим индивидуальным пенсионным счетом есть у каждого вкладчика.
Поможет нам в этом управляющий директор Единого накопительного пенсионного фонда Жанара Тулегенова.
– Жанара Корганбековна, многие вкладчики, уже не дожидаясь ежегодного письма по почте из ЕНПФ, самостоятельно и регулярно проверяют свои счета. Я начала этим сервисом пользоваться, еще будучи в частном фонде, и могу сказать, что чисто психологически это повысило уверенность в самой системе. Я видела, насколько добросовестны мои работодатели, какие пени им приходится платить в случае просрочек, каков мой инвестиционный доход. Контроль счета в удаленном режиме позволил относительно спокойно пережить и фазу объединения частных фондов в ЕНПФ. По крайней мере, конечную сумму на счете НПФ и стартовую в ЕНПФ я точно проконтролировала. А какие цифровые сервисы доступны вкладчикам и получателям ЕНПФ?
– Для ЕНПФ все то, о чем вы говорите, – важный аспект деятельности. Информационные технологии для нас это и более широкое понятие, поскольку они обеспечивают бесперебойную работу автоматизированных систем по обработке поступивших пенсионных взносов, учету пенсионных накоплений, взаимодействию с информационными системами госорганов, надежность и непрерывность работы ИТ-инфраструктуры фонда. И здесь есть, куда развиваться, поэтому приоритетными задачами для нас являются разработка и внедрение новых электронных услуг.
Если говорить о спектре услуг, то на сайте enpf.kz в разделе «Электронные сервисы» или в «Личном кабинете» можно воспользоваться следующими услугами:
• подать заявление об открытии индивидуального пенсионного счета по учету обязательных пенсионных взносов;
• получить выписку с ИПС;
• подать заявление о назначении пенсионных выплат в связи с достижением пенсионного возраста или установлением инвалидности 1 или 2 группы бессрочно;
• отслеживать статус исполнения заявления на выплату и (или) перевод;
• вносить изменения и (или) дополнения в реквизиты вкладчика (получателя), в т.ч. способ информирования – через Интернет;
• самостоятельно отправлять выписку с ИПС на электронный адрес;
• есть также пенсионный калькулятор, с помощью которого можно самостоятельно сделать прогнозный расчет своей будущей пенсии.
Кроме того, с 2014 года у нас запущено мобильное приложение ЕНПФ, доступное для всех типов платформ. Готовится к запуску сеть терминалов самообслуживания. Иными словами – фонд развивает и совершенствует свои услуги, предоставляя возможность своим вкладчикам управлять своим пенсионным счетом без посещения офисов филиалов.
– Одно дело предлагать электронные услуги и сервисы, другое – приучить ими пользоваться вкладчиков и получателей пенсий. Насколько люди быстро осваивают их, что говорят ваши цифры, например, по выбранным способам получения выписок?
– Как известно, информацию о состоянии ИПС можно получить несколькими способами. Можно лично обратиться в ближайший офис ЕНПФ. Их на сегодняшний день 231 по Казахстану. Можно воспользоваться способом информирования по электронной почте, и тогда выписка будет периодически высылаться на электронный адрес вкладчика (получателя), указанный в заявлении об открытии ИПС либо при подписании в ЕНПФ соглашения об изменении способа информирования.
Еще одну возможность предоставляет «Личный кабинет» на сайте www.enpf.kz – способ информирования «Личное обращение посредством Интернета». Чтобы войти в «Личный кабинет» необходим либо ИИН и пароль, либо ЭЦП. Также данный способ информирования позволяет воспользоваться мобильным приложением ENPF, которое доступно в AppStore, Google Play, Microsoft Store. Приложение можно установить на всех популярных видах смартфонов и планшетов.
Еще один вариант получения выписки с ИПС – через портал электронного правительства egov.kz. Услуга доступна на портале www.egov.kz в категории «Граждане» – рубрика «Социальное обеспечение» – раздел «Пенсионное обеспечение». Для получения этой услуги требуется ЭЦП и регистрация на портале egov.kz.
Ну и конечно – самый первый вариант: информация может быть направлена на почтовой адрес, указанный в договоре о пенсионном обеспечении или в заявлении об открытии пенсионного счета, либо в соглашении об изменении способа информирования.
Сейчас наиболее популярным является способ информирования «Личное обращение посредством Интернета». На начало ноября 2017 года этот вид получения информации выбрали 3 797 898 человек. Это более чем вдвое превышает количество вкладчиков и получателей, ожидающих традиционное ежегодное информирование по почте (1 854 358 человек).
Выписки по электронной почте получают 795 512 человек. Мобильное приложение ЕНПФ с момента запуска на 1 ноября 2017 года было скачано более 1 млн раз. За 9 месяцев текущего года через «Личный кабинет» было получено порядка 5,5 млн электронных выписок по запросу порядка 976 тыс. вкладчиков. На электронные адреса вкладчиков(получателей) за три квартала было направлено более 3,5 млн выписок.
– Какова динамика роста интереса к цифровым услугам, как увеличилось количество вкладчиков, выбравших интернет-информирование с начала года?
– Отмечу, что количество пользователей электронными способами получения информации значительно увеличилось в текущем году. Так, количество вкладчиков и получателей, выбравших способ информирования «посредством Интернета», увеличилось на 1 136 912 человек (порядка 43%).
– А как часто люди получают выписку через e-gov?
– Информацию о состоянии ИПС через портал e-gov с начала года электронным способом запросили 88 946 раз.
– Какие новые электронные услуги предложил ЕНПФ своим клиентам?
– В июне 2017 года ЕНПФ предложил следующие электронные услуги на web-сайте enpf.kz:
• подача заявления об открытии индивидуального пенсионного счета по учету обязательных пенсионных взносов;
• подача заявления о назначении пенсионных выплат в связи с достижением пенсионного возраста или установлением инвалидности 1 или 2 группы бессрочно;
• отслеживание статуса исполнения заявления на выплату и (или) перевод.
Услуги доступны на web-сайте enpf.kz в «Личном кабинете» и разделе «Электронные сервисы». Чтобы подать заявление об открытии ИПС по учету обязательных пенсионных взносов, достаточно иметь актуальный ключ электронной цифровой подписи (ЭЦП).
При подаче электронного заявления о назначении пенсионных выплат с помощью ЭЦП необходимо указать сведения о 20-значном банковском счете (так называемый IBAN счета), открытом в банке второго уровня или в АО «Казпочта» на территории Казахстана в тенге, и реквизиты самого БВУ. При этом ЕНПФ сообщит получателю об исполнении заявления на выплату, направив SMS-уведомление.
Кроме того, вкладчики (получатели), вновь подавшие заявление о назначении пенсионных выплат или переводе пенсионных накоплений либо уже получающие выплаты по графику из ЕНПФ, имеют возможность отслеживать статус исполнения заявления о назначении пенсионных выплат или их переводе также на web-сайте ЕНПФ. Получать сведения о статусе выплаты или перевода накоплений можно в «Личном кабинете», вход в который осуществляется также с помощью ЭЦП или ИИН и пароля после их регистрации на сайте.
В целях соблюдения конфиденциальности о движении денежных средств на ИПС вкладчика (получателя) зарегистрировать ИИН и пароль можно только при условии выбора способа информирования о состоянии пенсионных накоплений «посредством Интернета». Для этого нужно обратиться в офис ЕНПФ, имея при себе оригинал документа, удостоверяющего личность. Для тех, кто ранее сделал это при оформлении заявления об открытии ИПС, договора о пенсионном обеспечении или в дополнительном соглашении, в обращении в офис нет необходимости.
В третьем квартале 2017 года ЕНПФ внедрил еще одну электронную услугу – внесение изменений/дополнений в дополнительные реквизиты вкладчика (получателя), указанные в базе данных ЕНПФ, к которым относятся данные документа, удостоверяющего личность (вид, номер, дата и орган выдачи), почтовый и (или) электронный адреса, номера телефонов (домашний, рабочий, мобильный). Кроме того, имея ЭЦП, можно изменить способ информирования без посещения офиса ЕНПФ.
Новыми электронными услугами ЕНПФ по состоянию на ноябрь текущего года воспользовались более 800 человек.
– Для тех, кто в скором времени собирается на пенсию, есть очень удобная опция – «Пенсионный калькулятор». Благодаря ему можно достаточно точно высчитать ежемесячные выплаты, причем по всем нынешним видам пенсии. Насколько он популярен у казахстанцев?
– Этот продукт разработан актуарным центром ЕНПФ. И он представлен на сайте в двух версиях. «Пенсионный калькулятор 2» предназначен для тех, кто планирует отправиться на заслуженный отдых в ближайшее время. После ввода даты рождения и суммы накоплений можно узнать примерную сумму выплат из ЕНПФ в соответствии с действующим законодательством.
«Пенсионный калькулятор 1» дает возможность сделать прогнозный расчет на более длительный период. Для этого необходимо указать в соответствующих полях «Пенсионного калькулятора 1» данные о трудовом стаже (с самого начала трудовой деятельности), сумму пенсионных накоплений и сумму заработной платы. По результатам расчета можно увидеть, какие выплаты ожидаются после выхода на пенсию.
Инструмент достаточно популярен: за весь период функционирования пенсионного калькулятора зафиксировано 135 292 просмотра пенсионного калькулятора. С начала 2017 года – 92 069 просмотров.
– Не секрет, что люди не всегда воспринимают написанные, скажем так, специфические тексты и необходим живой, персональный комментарий. Увеличилось ли число таких онлайн-консультаций?
– Да, их немало. Через сайт фонда с помощью онлайн-консультанта было проведено 91 816 консультаций.
– Вопрос защиты персональной информации сегодня остро стоит во многих сферах жизни. И особенно в финансовой. Как новые технологии позволяют защищать информацию о пенсионных накоплениях казахстанцев?
– Безусловно, для работы системы и запуска новых проектов необходимо уделять особое внимание вопросам информационной безопасности. Обеспечение защиты конфиденциальных данных вкладчиков является приоритетной и важнейшей задачей ЕНПФ. В фонде функционирует комплекс систем по реализации требований информационной безопасности, выполнения политик разделения и распределения прав доступа к персональным данным вкладчиков, контроля за совершаемыми операциями и логирования действий пользователей.
Одним из важнейших моментов в работе стало успешное прохождение фондом государственной аттестации на соответствие стандартам безопасности Республики Казахстан. На основании аттестата фонд получил возможность подключиться к шлюзу электронного правительства для предоставления своих услуг через электронное правительство и центры обслуживания населения.
ЕНПФ успешно прошел международную сертификацию Британским Институтом Стандартов на соответствие стандарту по информационной безопасности ISO/IEC 27001:2013. Наряду с этим налаживаются взаимодействия с соответствующими государственными органами по выявлению и пресечению киберугроз в отношении информационно-коммуникационной инфраструктуры и электронных информационных ресурсов.
Фондом планируется подтверждение государственной аттестации на соответствие информационных систем действующим требованиям по информационной безопасности в РК, помимо этого – внедрение методик и рекомендаций в целях соответствия своей политики информационной безопасности требованиям международных стандартов ISO.
– Какие задачи на будущее ставит ЕНПФ в вопросе развития цифровых технологий?
– Одна из главных целей развития информационных систем фонда – совершенствование своих дистанционных сервисов и предоставление возможности вкладчикам взаимодействовать со своим пенсионным счетом «on-line». Фонд планирует в конце года запустить в регионах собственные терминалы самообслуживания и видеотерминалы(так называемых VTM). Через них вкладчики получат еще одну возможность доступа к сведениям о состоянии своего пенсионного счета.
В следующем году будет завершена разработка единой платформы для интеграции с трансферагентами, что позволит ЕНПФ предоставлять вкладчикам свои услуги в «глубинке», в небольших населенных пунктах по стране, внося свой определенный вклад в преодоление цифрового неравенства в Казахстане.
Кроме того, в настоящее время разрабатывается проект «Электронный архив», в результате которого будут обеспечены сохранность выплатных документов получателей пенсионных выплат, а также доступ к архивной информации в режиме on-line по запросу.
В целях взаимодействия с вкладчиками ЕНПФ использует следующие каналы коммуникаций:
• Call-центр с коротким номером 1418, принимающий 64% от общего количества обращений через обратную связь;
• блог-платформа председателя правления ЕНПФ с целью обеспечения свободного доступа пользователей к интересующей его информации о деятельности фонда;
• консультативная площадка «Общественная приемная», позволяющая каждому желающему задать вопрос лично руководству ЕНПФ, как в составе группы, так и индивидуально;
• социальные сети – Facebook, ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники, Инстаграмм;
• информационные киоски, позволяющие узнать о состоянии своих пенсионных накоплений, будущей пенсии, скачать мобильное приложение ЕНПФ.
В ближайших планах – запуск нового канала для обращений клиентов через популярные мессенджеры, такие как WhatsApp, Telegram. Это обеспечит новый уровень обслуживания наших Вкладчиков, предоставив им еще один способ оперативного взаимодействия с Фондом по удобным для них каналам связи.
Источник: dknews.kz