Выберите филиал:
13.05.2021
Подведены итоги ежегодного независимого социологического исследования, определившего уровень финансовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения и степень доверия населения к АО «ЕНПФ».
Исследование проводилось с помощью телефонного опроса и анкетирования городского и сельского населения 14 областей Казахстана и 3 городов республиканского значения. В общей сложности было опрошено 3000 респондентов, в их числе наёмные работники 2 085 (69,5%), самозанятые 768 (25,6%) и безработные 147 (4,9%).
Значительная часть респондентов (841 или 28,03% от всего числа опрошенных) занята в сфере коммерческого бизнеса, далее те, кто занят в производственном бизнесе - 458 респондентов или 15,27% от общего числа опрошенных. Меньше всего оказалось тех, кто занят в сфере науки – 62 респондента или 2,07% от всего числа опрошенных.
Основной блок вопросов анкеты исследования состоял из 25 вопросов, направленных на выявление финансовой грамотности населения Казахстана в сфере пенсионного обеспечения, а также определения степени доверия к пенсионной системе Казахстана и ЕНПФ.
В целом, согласно опросу, можно заметить положительный тренд на развитие доверия как к самой пенсионной системе страны, так и к ЕНПФ. В частности, по результатам опроса значительная часть населения придерживается мнения, что основным источником их финансового благосостояния после окончания трудовой деятельности будут пенсионные накопления из ЕНПФ – 1270 респондентов, или 42,33% от общего числа опрошенных. Вторым по значимости, согласно мнению респондентов, является пенсия от государства – 21,17% от общего числа опрошенных (635 респондентов). На иные сбережения, помимо накоплений в ЕНПФ, рассчитывают 473 респондента или 15,77% от общего числа опрошенных (третий наиболее частый ответ).
Важно отметить, что по сравнению с итогами исследования прошлого года вырос уровень доверия к ЕНПФ. Средний уровень доверия к Фонду составляет 6,0 баллов (минимальное значение 1, максимальное 10 баллов), т.е. результаты выше среднего. Годом ранее этот показатель составлял 5,4 балла. В этом году наибольший балл был зафиксирован в Кызылординской области (7,3), городе Шымкент (7,0) и Алматинской области (7,0 балла).
Уровень доверия населения к пенсионной системе нашей страны составил 5,8 баллов. Напомним, годом ранее уровень доверия равнялся 5,1 балла. В разрезе областей и городов республиканского значения наибольшее доверие пенсионной системе оказали респонденты, проживающие в городе Шымкент (7,1 балла), Кызылординской (7,0 балла) и Алматинской (6,9) и Костанайской (6,7) областях.
Уровень финансовой грамотности в сфере пенсионного обеспечения был проанализирован по двум уровням: базовому и продвинутому.
На значительное количество вопросов по базовому уровню казахстанцы отвечали верно. Почти половина респондентов – 1449 человек (48,3% от всего числа респондентов) – правильно определяет функцию ЕНПФ, которой является аккумулирование обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков, ведение индивидуального учёта пенсионных накоплений, осуществление пенсионных выплат за счёт пенсионных накоплений. Респонденты также были хорошо осведомлены о видах пенсионных взносов и выплат.
1342 респондента (или 44,7% от всего числа опрошенных) осведомлены как о государственной базовой пенсионной выплате, гарантированной всем гражданам Казахстана, и государственной трудовой (солидарной) пенсии по стажу, так и о пенсионных выплатах из ЕНПФ за счет собственных пенсионных накоплений работника, сформированных из обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов. Большинство опрошенных верно ответили и на вопрос о возрасте выхода на пенсию - 2066 респондентов или 68,87% из числа опрошенных. 85% опрошенных (или 2 558 респондентов) выбрали правильные варанты ответов на вопрос, как узнать о состоянии своего индивидуального пенсионного счета.
В общей сложности – коэффициент знаний базового уровня превысил 50 процентов и составил 62%.
Для оценки продвинутого уровня вопросы были сложнее. Ответы на них были менее однозначные. К примеру, 40,97% (или 1229 респондентов) осведомлены о функции Национального банка РК в части доверительного управления пенсионными активами и инвестирования пенсионных активов для получения инвестиционного дохода, из них 420 респондентов (или 14,0% от общего числа опрошенных) также знают о возможности передачи вкладчиками своих пенсионных активов в доверительное управление Управляющим инвестиционным портфелем (УИП). Вместе с тем, 1101 респондентов (или 36,70% от общего числа опрошенных) ошибочно считают, что инвестирование пенсионных активов осуществляется непосредственно АО «ЕНПФ».
1457 респондентов или 48,57% знают о том, что пенсионные накопления инвестируются в различные финансовые инструменты и приумножаются за счет инвестиционного дохода. И в то же время 1543 респондента или 51,43% ответили, что не осведомлены о том, что пенсионные накопления инвестируются и приумножаются за счет инвестиционного дохода, либо ответили, что вообще не разбираются в вопросах финансов и инвестиций.
В итоге общий коэффициент знаний продвинутого уровня составил 27,5%, что выше всё же показателя прошлого года, который составлял 26,9%.
Опрос проводился и о каналах получения информации о пенсионной системе в целом и ЕНПФ. Почти половина респондентов склонна получать информацию (новости) посредством телевидения (1358 упоминаний/45,3%), чуть меньше – посредством социальных сетей и мессенджеров (1007 упоминаний/33,6%). Третьим наиболее распространенным источником получения информации являются новостные и прочие сайты – 644 упоминания/21,5% среди респондентов. Исходя из этого, совокупное влияние интернет-источников (социальных сетей, мессенджеров и сайтов), больше, чем телевидения. Среди интернет-сайтов наиболее популярным и часто упоминаемым источником информации опрошенные назвали корпоративный сайт Фонда – enpf.kz.
В плане получения информации о своих накоплениях опрошенные граждане традиционно выбирают личное обращение в офисы ЕНПФ: 1191 упоминание респондентов или 39,7%. Вторым наиболее оптимальным способом получения информации о состоянии индивидуального пенсионного счета, по мнению респондентов, является получение информации через мобильное приложение ЕНПФ (982 упоминания или 32,7%), чуть меньше 933 опрошенных (31,1%) выбрали вариант ответа с обращением в ЦОН, далее следует получение информации через личный кабинет на сайте ЕНПФ (882 упоминания или 29,4%).
Исследование доступности информации о деятельности АО «ЕНПФ» показало, что практически половина респондентов находят процесс получения информации легко доступным для всех (1481 респондент или 49,37% от общего числа опрошенного населения). Вместе с тем, значительная часть участвовавших в опросе респондентов (1421 или 47,37% от всего числа опрошенных) считают, что основная информация о деятельности ЕНПФ понятна для всех. Однако 847 респондентов или 28,23% от общего числа всех опрошенных считают, что для получения информации о ЕНПФ требуется время.
В целом, как показало исследование уровня финансовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения, большая часть населения имеет базовые знания финансовой грамотности в сфере пенсионного обеспечения. При этом, наблюдается и рост знаний в продвинутом уровне.
Независимые эксперты отметили, что ЕНПФ надо продолжать дальнейшую информационно-разъяснительную работу, а также учитывать итоги исследования в ходе реализации стратегических задач по дальнейшему укреплению доверия к ЕНПФ и к пенсионной системе в целом.