Выберите филиал:
27.12.2022
Итоги ежегодного независимого социологического исследования, определившего уровень финансовой грамотности населения в сфере пенсионного обеспечения и степень доверия населения к АО «ЕНПФ», вновь фиксируют высокие результаты.
Исследование проводилось смешанным типом, включая телефонный опрос и анкетирование городского и сельского населения 17 областей Казахстана и 3 городов республиканского значения. Всего было опрошено 3000 респондентов: мужчины составили 1 456 человек или 48,53%, женщины - 1 544 человека (51,47%). Распределение респондентов по социальному статусу было следующим: наёмные работники 2 076 (69,1%), самозанятые - 779 (26%) и безработные 145 (4,9%).
Основной блок анкеты исследования состоял из 25 вопросов, направленных на выявление финансовой грамотности населения Казахстана в сфере пенсионного обеспечения, а также определения степени доверия к пенсионной системе Казахстана и ЕНПФ.
Уровень финансовой грамотности в сфере пенсионного обеспечения был проанализирован по двум уровням: базовому и продвинутому.
Базовый уровень.
На большую часть вопросов по базовому уровню казахстанцы отвечали верно. К примеру, 1 672 респондент или 55,73% от всего числа опрошенных осведомлена как о государственной базовой пенсионной выплате, гарантированной всем гражданам Казахстана, и государственной трудовой (солидарной) пенсии по стажу, так и пенсионных выплатах из ЕНПФ за счет собственных пенсионных накоплений работника, сформированных из обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов.
Проведенный опрос показал, что большая часть населения (62,3%) придерживается мнения, что основным источником их финансового благосостояния будет пенсия. При этом 1 426 респондентов или 47,53% считают, что это - пенсионные накопления в ЕНПФ, а 14,77% или 443 респондента – пенсия от государства. Иные сбережения как источник дохода в старости назвали 490 респондентов или 16,99% от общего числа опрошенных.
Большая часть респондентов – 1 896 человек (63,20%) – верно определяет функцию АО «ЕНПФ» как аккумулирование (сбор) обязательных и добровольных пенсионных взносов вкладчиков, ведение индивидуального учёта пенсионных накоплений, осуществление пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений.
Так же из опроса выяснилось, что в качестве способа получения информации о состояния индивидуального пенсионного счета 1 908 человек (63,6%) предпочитают личное обращение в ЕНПФ, обращение в ЦОН - 1 761 респондент (58,7%), через портал электронного правительства - 1 562 (52,1%), тогда как 1 484 (49,5%) респондентов считают удобным получать сведения о пенсионных накоплениях через мобильное приложение БЖЗҚ/ЕНПФ. При этом данный вопрос предполагал несколько вариантов ответов.
Несмотря на то, что ответственность за будущее пенсионное обеспечение, в первую очередь, возлагается на самих работающих граждан, часть населения (1 069 респондент или 35,63% от общего числа опрошенных) не интересуется собственными накоплениями, считая это ответственностью сторонних организаций (Правительства, ЕНПФ и т.д.) или государства в целом.
899 респондентов или 29,97% интересуются суммой своих пенсионных накоплений 1 раз в год и чаще, а 1 032 респондента или 34,40% интересуются и того реже - один раз в два-три года.
В части анализа осведомленности населения о возрасте выхода на пенсию мужчин и женщин большая часть респондентов ответила правильно - 2 455 респондентов или 81,83%, а 545 респондентов или 18,17% все ещё ошибочно полагают, что пенсионный возраст для женщин не изменился и составляет 58 лет.
Итоги опроса респондентов на базовом уровне финансовой грамотности в сфере пенсионного обеспечения в 2022 году составил 77,8%, то есть выше, чем в 2021 году - 69,9%.
Продвинутый уровень.
Анализ ответов на вопросы продвинутого уровня показал, что респонденты осведомлены о том, что:
- уплата единого совокупного платежа (ЕСП) является способом участия в накопительной пенсионной системе самозанятых и неформально занятых граждан - 2 428 респондентов или 80,93%;
- пенсионные накопления являются собственностью вкладчика, не относятся к совместно нажитому имуществу, могут передаваться по наследству и на них не может быть наложено обременение - 2 282 респондента или 76,07%;
- размер государственной базовой пенсионной выплаты зависит от регулярности уплаты обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ - 2 214 респондента или 73,80%;
- за выплатой пенсионных накоплений при достижении пенсионного возраста нужно обращаться в ЦОН - 2 064 или 68,80%.
В итоге общий коэффициент знаний продвинутого уровня осведомленности населения о пенсионной системе составил 40%.
Уровень доверия.
Cредний показатель уровня доверия населения к пенсионной системе Республике Казахстан был сформирован на уровне 5,80 балла из 10, что немного выше прошлогоднего показателя в 5,79 баллов.
Рейтинг доверия к пенсионной системе Казахстана среди городского населения показал, что больше всего городское население доверяет ей в Акмолинской (8,61 балл), Атырауской (7,50) и Карагандинской (7,43) областях, среди сельского населения высокий уровень доверия зафиксирован в Мангистауской области - 7,37 баллов.
Уровень доверия к ЕНПФ незначительно, но выше совокупного показателя уровня доверия к пенсионной системе Казахстана - 6,07 балла, что также выше прошлогоднего показателя уровня доверия к ЕНПФ – 5,84 балла.
Наибольший балл уровня доверия к ЕНПФ зафиксирован в Карагандинской (7,73), Мангистауской (7,69) и Атырауской областях (7,69 баллов).
Исследование доступности информации о деятельности АО «ЕНПФ» показало, что большая часть респондентов находят процесс получения информации легко доступным для всех (1 660 респондентов или 55,33% от общего числа опрошенного населения), незначительная часть - 739 респондентов или 24,63% считает, что для получения информации о ЕНПФ все же требуется время и усилия.
Большая часть респондентов осведомлена о том, что всю необходимую информацию о накопительной пенсионной системе, своих накоплениях и отчетности ЕНПФ можно найти на сайте www.enpf.kz – 2 500 респондентов или 83,33% от числа всех опрошенных.
Учитывая результаты проведенного исследования, ЕНПФ продолжит дальнейшую информационно-разъяснительную работу в ходе реализации стратегических задач по дальнейшему укреплению доверия к ЕНПФ и к пенсионной системе в целом.
Полный текст отчета по результатам социсследования размещен на сайте ЕНПФ.