Выберите филиал:
Ежегодно пенсионные накопления казахстанцев увеличиваются в среднем на 20%. То есть менее чем за пять лет накопления удваиваются, а их рост опережает темпы роста ВВП. По состоянию на 1 мая 2020 года ЕНПФ ведет учет около 11,5 млн индивидуальных пенсионных счетов, где общая сумма пенсионных активов составляет 11,6 трлн тенге.
С начала года пенсионные накопления выросли почти на 831 млрд тенге, сумма выплат и переводов, в том числе в страховые компании из ЕНПФ, превысила 52 млрд тенге (около 13 млрд тенге ежемесячно). Эти цифры также свидетельствуют о стабильности работы системы и защищенности пенсионных накоплений.
ЕНПФ – акционерное общество, единственным акционером которого является правительство Республики Казахстан, а доверительное управление его пенсионными активами в соответствии с законодательством осуществляется Национальным банком в отношении всех пенсионных активов в совокупности. Инвестиционная политика НБ в отношении пенсионных активов ЕНПФ сбалансирована: приобретение финансовых инструментов осуществляется с учетом влияния их ожидаемой доходности и рисков на инвестиционный портфель пенсионных активов в целом, активы инвестируются на рыночных условиях, что обеспечивает справедливую доходность пенсионных накоплений. В целях диверсификации инвестиционного портфеля пенсионные активы размещаются в различные виды финансовых инструментов по валютам, странам, секторам и эмитентам в соответствии с инвестиционной декларацией ЕНПФ.
По состоянию на 1 мая основную долю в портфеле пенсионных активов ЕНПФ составляют государственные ценные бумаги (ГЦБ) нашей страны и ноты Нацбанка (41,48%), ГЦБ иностранных государств и ценные бумаги международных финансовых организаций (15,12%). Таким образом, текущая структура инвестиционного портфеля пенсионных активов нацелена на размещение в надежные долговые инструменты, которые прежде всего обеспечивают сохранность пенсионных активов. Кроме того, портфель диверсифицирован по валютам: 65,32% финансовых инструментов, в которые инвестированы пенсионные активы, номинированы в тенге, 34,68% – в ценные бумаги, номинированные в других валютах, преимущественно в долларах США.
В результате инвестиционной деятельности вследствие волатильности курсов иностранных валют и изменения рыночной стоимости финансовых инструментов размер начисленного инвестиционного дохода может варьироваться, и его необходимо рассматривать в долгосрочной перспективе.
«К примеру, за прошлый, 2019-й, год чистый инвестиционный доход, начисленный на ИПС вкладчиков ЕНПФ, составил 641,8 млрд тенге, и доходность составила 6,57% при инфляции 5,4%. Таким образом, реальная доходность пенсионных активов является положительной», – объясняет председатель правления АО «ЕНПФ» Жанат Курманов.
С начала 2020 года по 1 мая на счета вкладчиков было начислено более 536 млрд тенге чистого инвестиционного дохода, что на 381,1 млрд тенге больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (154,9 млрд тенге). В целом около 30% суммы в общем объеме пенсионных накоплений на счетах вкладчиков составляет инвестиционный доход.
Инвестиционный доход в структуре пенсионных накоплений граждан за период управления пенсионными активами Национальным банком Республики Казахстан с сентября 2013 года составил более 3,8 трлн тенге.
ЕНПФ ведет индивидуальный учет пенсионных накоплений и выплат, предоставляет вкладчику (получателю) информацию о состоянии его пенсионных накоплений.
Ежедневный учет индивидуальных пенсионных счетов, ежедневное начисление на них инвестиционного дохода, расчет выплат и другие операции обеспечиваются информационными системами, основные характеристики которых – производительность и стабильность. В ЕНПФ работает высококвалифицированная команда специалистов, которая продолжает развивать и внедрять современные технологии для удобства вкладчиков и бесперебойного получения услуг в формате 24/7.
Эффективность и бесперебойность работы такой масштабной структуры, ответственной за пенсионное обеспечение, возможны лишь при наличии, функционировании и гармоничном сосуществовании систем управления рисками, внутреннего контроля, информационной безопасности и управления качеством. Нарушение целостности хотя бы одной из этих систем может нести в себе серьезные проблемы и риски. В фонде отлажен трехэтапный внутренний контроль (предварительный, текущий и последующий), кроме этого отработана система контроля посредством сверки полученных данных с данными, имеющимися в информационных системах государственных органов.
К примеру, при открытии индивидуальных пенсионных счетов для учета обязательных пенсионных взносов (ОПВ), которые с января 2019 года осуществляются в беззаявительном порядке, ЕНПФ осуществляет сверку сведений по полученным из АО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» реквизитам вкладчиков (получателей) с государственной базой данных «Физические лица» (ГБД ФЛ) – единой системой регистрации и хранения информации о физических лицах в РК, в том числе загружает в информационную систему ЕНПФ сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность вкладчика, о его жизненном статусе, о местожительстве и др.
Также при обращении получателей за пенсионными выплатами фонд осуществляет запрос и проверку сведений о документах, удостоверяющих личность, выданных уполномоченным органом РК, к примеру, об оформлении выезда на ПМЖ за пределы РК в установленном законодательством порядке, о жизненном статусе получателя, в том числе о наличии сведений о смерти вкладчика – в государственной базе данных физических лиц, сведения о наличии у получателя инвалидности для оформления выплат по инвалидности, наличия права на налоговые вычеты фонд проверяет в централизованной базе данных инвалидов Министерства труда и социальной защиты населения. Аналогичная IT-инфраструктура организована и с крупными банками для подтверждения корректности и действительности банковского счета, на который будут осуществляться выплаты, а также с государственной единой нотариальной информационной системой.
В октябре 2018 года был реализован масштабный проект по переводу пенсионных выплат в связи с достижением пенсионного возраста в композитный формат. Когда человек обращается один раз в ЦОН (без посещения ЕНПФ) с заявлением на получение трех видов пенсионных выплат (пенсии по возрасту и государственной базовой за счет бюджетных средств и при наличии пенсионных накоплений в ЕНПФ – пенсионной выплаты из ЕНПФ) плюс выплаты по государственной гарантии сохранности взносов с учетом уровня инфляции на момент достижения пенсионного возраста.
Такой проект стал возможен благодаря интеграции информационных систем ЕНПФ, Министерства труда и социальной защиты населения РК и государственной корпорации. «Такая синергия систем и баз данных повышает качество и скорость услуг фонда, упрощает жизнь граждан от поступления первого взноса до получения выплаты, поскольку для вкладчиков и получателей отпадает необходимость сбора лишних справок и подтверждений от разных инстанций. Но самое главное – использование технологичных решений нацелено на применение и развитие практичных инструментов контроля по недопущению и предотвращению ошибок или мошеннических действий», – уверен председатель правления ЕНПФ Жанат Курманов.
Развитие информационных технологий и активная интеграция со сторонними организациями невозможны без обеспечения эффективной системы информационной безопасности. Наряду с налаживанием каналов обмена данными требуется обеспечение безопасности внешних и внутренних информационных потоков, поскольку фонд несет ответственность за сохранность такой важной информации, как персональные данные вкладчиков и получателей. За счет функционирования проверенной структуры информационной безопасности конфиденциальность данных хорошо защищена на постоянной основе.
Помимо построения внешней среды контроля в процессе осуществления каждого этапа бизнес-процессов внутри фонда осуществляется непрерывное применение и совершенствование последовательных и эффективных инструментов и методов управления рисками и внутреннего контроля.
«Основные принципы методологии и подходы управления рисками в фонде базируются на открытости, прозрачности и доступности – лишь при таком гармоничном сочетании достигается устойчивое развитие организации», – делится директор департамента риск-менеджмента ЕНПФ Ляззат Амиргалиева.
Учитывая наличие широкой региональной сети, представленной в 18 регионах республики, ЕНПФ начата работа по децентрализации подходов управления рисками и организации внутреннего контроля. Риск-координаторы на местах совместно с руководством филиала анализируют применяемые инструменты управления рисками и внутреннего контроля, а также осуществляют оценку эффективности контрольных процедур. Таким образом, на каждой стадии, от инициации до завершения процедур, обеспечивается возможность проанализировать выявляемые проблемы и оценить эффективность контрольной среды.
Корпоративная система управления рисками и внутреннего контроля – неотъемлемая часть системы корпоративного управления, которая играет ключевую роль в работе организации. Система управления рисками ЕНПФ базируется на международных стандартах COSO ERM: Integrating with Strategy and Performance, ISO 31000:2018 – Risk management – Guidelines и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (Basel Committee on Banking Supervision). «В процессе управления рисками и внутреннего контроля участие принимают все работники фонда. Исполнительный орган и орган управления ЕНПФ обеспечивается своевременной информацией о рисках и решениях по их минимизации», – объясняет собеседница.
CERT Academy Kazakhstan – официальный партнер немецкого органа по сертификации систем менеджмента и персонала TÜV Thüringen – дала положительную оценку системе менеджмента качества фонда на соответствие основным требованиям международного стандарта ISO 9001: 2015.
Система управления бизнес-процессами ЕНПФ бесперебойно работает и в штатном режиме, и в экстренных ситуациях. «Показателен пример реагирования в связи с введением чрезвычайного положения из-за распространения коронавируса, когда работа ЕНПФ не была остановлена ни на один день. В период ЧП филиалы фонда в крупных городах республики были полностью переведены на дистанционный режим обслуживания», – подчеркивает Жанат Курманов. В остальных региональных подразделениях фонда, учитывая социальную значимость оказываемых услуг, в случаях, не терпящих отлагательств и требующих очного обслуживания, работали дежурные сотрудники, осуществляющие бесконтактный прием документов по предварительной записи. «Сейчас постепенно все филиалы снова переходят на бесконтактный прием документов по тем услугам, которые нельзя получить онлайн», – говорит председатель правления.
Источник: www.kursiv.kz