Выберите филиал:
Пенсионная система Казахстана является многоуровневой, включает в себя государственный и накопительный компоненты пенсии.
Для повышения адекватности пенсионного обеспечения граждан, нивелирования экономических и демографических рисков, характерных для распределительных систем, в мире развивают накопительные системы с участием всех сторон (государства, работника и работодателя) в формировании населением пенсионных сбережений. В Глобальном пенсионном индексе MCGPI[1] одной из рекомендаций для Казахстана является «стимулирование домохозяйств к повышению уровня пенсионных сбережений».
Учитывая международный опыт и актуарные расчеты, группа казахстанских экспертов[2] направила Главе государства комплекс предложений по пенсионной системе, включая предложения по развитию накопительной системы.
В целях обеспечения адекватности накоплений и пожизненности выплат накопительной пенсии экспертами предложено:
1. Заменить условно-накопительный вариант (фактически распределительный) обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР) понятным и более справедливым (для работников и работодателей) смешанным вариантом (модель «4+1»):
- 4% ОПВР направлять на индивидуальные пенсионные счета работников (с правом собственности на такие накопления и правом их наследования),
- 1% ОПВР направлять на общий счет гарантирования пожизненности выплат накопительной пенсии.
Гарантирование пожизненности выплат накопительной пенсии (аннуитизация) обеспечит добросовестных работников совокупной пенсией в течение всей старости и не ниже минимального социального стандарта (не ниже МЗП).
2. Обеспечить равный доступ граждан к пенсионному обеспечению за счет ОПВР (не ограничиваясь только с 1975 года рождения), что особенно важно с учетом объективного сокращения солидарной пении.
В мире адекватность пенсии определяется коэффициентом замещения дохода (КЗД) - отношение размера пенсии пенсионера к его предпенсионному доходу.
Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года[3] поставлена цель – сохранение совокупного КЗД на уровне не ниже 40%.
Справочно. В 2023 году средний показатель КЗД за счет совокупной пенсии составил 42% (в т.ч. солидарная пенсия – 23%, базовая пенсия – 10%, накопительная пенсия – 9%).
Накопительная пенсия определяется следующими факторами:
- величина ставки ОПВ - в Казахстане составляет 10% (средняя ставка взносов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) равна 18,4%[4]);
- период формирования накоплений - в Казахстане составил 26 лет (согласно расчетам ОЭСР, для достижения КЗД не менее 30% необходима ставка взноса примерно 13% и период отчисления взносов 40 лет),
- регулярность уплаты взносов (на 01.01.2024 г. в Казахстане 50% вкладчиков пока имеют небольшой стаж участия до 5 лет).
Актуарные расчеты ОЭСР показывают прямую зависимость величины КЗД от ставки пенсионных взносов и периода их уплаты (Диаграмма 1). Например, для обеспечения (с 95% вероятностью) КЗД в размере 30% ставка взноса должна составлять:
- около 13% с уплатой взносов в течение 40 лет и
- около 18% с уплатой взносов в течение 30 лет.
Также ниже в таблице приведен расчет ставок пенсионных взносов, необходимых для достижения целевого КЗД (с заданной степенью вероятности), для вкладчика с продолжительностью уплаты взносов в течение 40 лет (Таблица 1).
|
Целевой уровень коэффициента замещения дохода (КЗД) |
||||||||
30% |
40% |
50% |
60% |
70% |
80% |
90% |
100% |
||
Вероятности достижения целевого КЗД |
50% |
5,3 |
7,0 |
8,8 |
10,3 |
12,0 |
14,0 |
15,5 |
17,3 |
75% |
7,8 |
10,5 |
13,0 |
15,5 |
18,0 |
20,8 |
23,5 |
26,0 |
|
90% |
11,0 |
14,5 |
18,0 |
21,8 |
25,3 |
28,8 |
32,3 |
36,3 |
|
95% |
12,8 |
17,3 |
21,8 |
25,8 |
30,5 |
35,0 |
39,0 |
43,3 |
|
99% |
17,3 |
23,3 |
28,5 |
34,5 |
39,3 |
45,8 |
51,5 |
57,0 |
Таблица 1. Ставки пенсионных взносов, необходимые для достижения целевого КЗД (с заданной степенью вероятности) при условии уплаты взносов в течение 40 лет
Диаграмма 1. Зависимость КЗД от ставки и периода уплаты пенсионных взносов
Справочно. Указание вероятности (в результатах стохастического моделирования актуарных расчетов ОЭСР) связано с возможными колебаниями различных факторов (инвестиционной доходности, инфляции, ставок дисконтирования, ожидаемой продолжительности жизни и состояния рынка труда). В расчетах ОЭСР предполагается, что пенсионные активы инвестируются в портфель на 40% включающий долевые инструменты и на 60% – долговые ценные бумаги (сложившийся подход к построению структуры инвестиционного портфеля пенсионных фондов развитых стран), а также, что при достижении 65 лет пенсионные накопления конвертируются в пожизненный пенсионный аннуитет.
В настоящее время вкладчики ЕНПФ, достигающие пенсионного возраста в 2024 году и имеющие 20 лет стажа уплаты взносов, имеют пенсионные накопления, обеспечивающие:
- 13% КЗД – в среднем от своего трудового дохода (за последние 5 лет),
- 11% КЗД – по медиане от своего трудового дохода (за последние 5 лет).
То есть фактические данные по вкладчикам ЕНПФ согласуются с расчетами ОЭСР.
Также из расчетов ОЭСР следует, что для адекватности накопительной пенсии важна уплата обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) в пользу всех работников. В этом случае взносы на пенсионный счет работников будут приближены к рекомендуемым ставкам взносов в странах ОЭСР (за счет 10% ОПВ и 5% ОПВР).
В целях усиления накопительной пенсии с 1 января 2024 года были введены ОПВР. Ставки ОПВР повышаются постепенно с 1,5% в 2024 году до 5% к 2028 году.
Однако введение ОПВР предусмотрено по условно-накопительной модели, что имеет ряд существенных недостатков:
- ОПВР не являются собственностью граждан (не наследуются, перераспределяются в пользу тех, за кого взносы платят мало и нерегулярно);
- ОПВР введены только для работников с 1975 года рождения, поэтому эффект от их введения отложен на долгий срок (первые выплаты начнутся лишь с 2038 года);
- максимальные размеры выплат за счет ОПВР будут не более 2-х прожиточных минимумов (ПМ) и в целом прогнозные размеры выплат будут небольшими (Таблица 2), что также дестимулирует добросовестных работодателей и работников.
|
2040 |
2050 |
2060 |
В тенге (в текущих ценах) |
|||
Медианная выплата |
8 230 |
19 579 |
33 785 |
Средневзвешенная выплата |
12 224 |
27 036 |
39 081 |
В % относительно ПМ |
|||
Медианная выплата |
22% |
52% |
90% |
Средневзвешенная выплата |
33% |
72% |
105% |
Таблица 2. Низкие размеры пенсионных выплат по условно-накопительной модели
7) В случае сохранения ОПВР в виде условно-накопительной модели какой ожидается КЗД?
Поскольку первые выплаты за счет ОПВР отложены до 2038 года, первоначально КЗД может вырасти до 6%-8%, однако затем происходит устойчивое снижение КЗД за счет ОПВР в долгосрочной перспективе (вне зависимости от доходности) (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. КЗД за счет ОПВР при реальной (выше инфляции) доходности 1% и 2%
Экспертами предложено 4% ОПВР направить на индивидуальные пенсионные счета (ИПС) вкладчиков (для адекватного роста их пенсионных накоплений) и 1% - на специальный счет гарантирования пожизненности выплат (СГПВ) (Таблица 3).
Предназначение спецсчета - обеспечение пожизненных выплат (при пережитии вкладчиком своих накоплений) при условии наличия минимального стажа участия в накопительной пенсионной системе (не менее 15-20 лет) и/или минимальной суммы накоплений (необходимой для выплат минимальной накопительной пенсии).
Год |
на ИПС |
на СГПВ |
Итого - взнос ОПВР |
2024 |
1,5% |
– |
1,5% |
2025 |
1,5% |
1,0% |
2,5% |
2026 |
2,5% |
1,0% |
3,5% |
2027 |
3,5% |
1,0% |
4,5% |
с 2028 года и далее |
4% |
1,0% |
5,0% |
Таблица 3. Распределение взносов с учётом поэтапного введения ОПВР
Предложение экспертов имеет ряд преимуществ для граждан (Таблица 4):
|
Индивидуальный пенсионный счет (ИПС) |
Счет гарантирования пожизненности выплат (СГПВ) |
Назначение |
индивидуальные пенсионные накопления (аналогично 10% ОПВ) для обеспечения адекватности роста сбережений вкладчиков |
финансирование пожизненных выплат (в случае пережития получателем своих пенсионных накоплений) |
Преимущества |
- права собственности и права наследования - рост индивидуальных пенсионных накоплений и выплат - возможность выбора инвестиционной стратегии - возможность покупки пенсионного аннуитета - мотивация работников и работодателей к уплате ОПВР - формализация занятости и прозрачность доходов |
пожизненность, стабильность и адекватность выплат накопительной пенсии в интересах граждан (с учетом международной практики)
|
Таблица 4. Назначение и преимущества выплат с ИПС и СГПВ
В рамках визуализации жизненного цикла каждого вкладчика предложения экспертов можно представить следующим образом (Диаграмма 3):
Диаграмма 3. Жизненный цикл вкладчика
* индивидуальный пенсионный счет
** счет гарантирования пожизненности выплат
Глобальные демографические тренды, связанные с ростом продолжительности жизни населения, с одной стороны, и снижением уровня рождаемости (урбанизация и эмансипация) и формальной занятости, с другой, ведут к системной финансовой неустойчивости распределительных пенсионных систем (солидарные, страховые и др.).
Поэтому все больше стран вводят (повышают роль) накопительные пенсионные системы (как основной альтернативный компонент или дополнение к распределительной системе): их число быстро выросло с 17 стран в 1999 году до 51 страны в 2022 году.
Для решения рисков пережития пенсионных накоплений лучшей практикой стран с накопительной системой признаются практики, предусматривающие аннуитетные выплаты с пожизненным пенсионным доходом. Это мнение разделяют эксперты ОЭСР, МОТ, Всемирного банка, глобальных пенсионных индексов MCGPI, API и многие другие.
Справочно. В Сингапуре с 2009 года введена обязательность покупки пожизненных пенсионных аннуитетов; в Чили c 2004 года введена единая электронная платформа SCOMP, через которую вкладчики приобретают пенсионные аннуитеты страховых компаний; в Колумбии введен механизм гарантирования минимального пожизненного пенсионного дохода не ниже размера минимальной заработной платы добросовестным участникам пенсионной системы.
11) Какие результаты от предложений экспертов?
Предложение экспертов о направлении 4% ОПВР на индивидуальный пенсионный счет (ИПС) работника (в дополнение к 10% обязательным пенсионным взносам) позволит обеспечить адекватный рост пенсионных накоплений (с учетом актуарных расчетов ОЭСР). Направление 1% ОПВР на счет гарантирования пожизненности выплат обеспечит непрерывность выплат накопительной пенсии (с учетом международной практики).
Актуарные расчеты ЕНПФ по предложениям экспертов показывают:
- финансовую устойчивость системы в долгосрочной перспективе (без необходимости субсидий из госбюджета);
- пожизненность и адекватность накопительной пенсии на стабильно высоком уровне на протяжении всей старости (коэффициент замещения свыше 40% пожизненно). Тем самым полностью нивелируются риски неизбежного ежегодного снижения коэффициента замещения дохода в рамках действующей системы.
[1] В 2023 году пенсионная система Казахстана впервые включена в пенсионный индекс MCGPI (Mercer CFA Institute Global Pension Index), заняв 20-е место среди 47 стран, представляющих 64% населения мира.
[2] Григорий Марченко, Ораз Жандосов, Болат Жамишев, Кадыржан Дамитов, Анвар Сайденов, Елена Бахмутова, с участием Гульфайрус Шайкаковой.
[3] Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 18.06.2014 г. № 841
[4] OECD (2019), Pensions at a Glance 2019: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, Paris