Добро пожаловать на сайт АО "ЕНПФ"
Алматы Адрес: Алмалинский р-н, ул. Шевченко, 80
x

Выберите филиал:

  • Абай
  • Абай (село)
  • Айтеке би
  • Акколь
  • Аккыстау
  • Акмол
  • Аксай
  • Аксу
  • Аксу (село)
  • Аксу-Аюлы
  • Аксуат
  • Актау
  • Актобе
  • Актогай (село)
  • Актогай (станция)
  • Алга
  • Алматы
  • Алтай
  • Аральск
  • Аркалык
  • Аршалы
  • Арыс
  • Астана
  • Астраханка
  • Атакент
  • Атбасар
  • Атырау
  • Аулиеколь
  • Аягоз
  • Әйет
  • Б.Момышулы
  • Балпык би
  • Балхаш
  • Баянаул
  • Бейнеу
  • Бескарагай
  • Боровское
  • Бородулиха
  • Булаево
  • Глубокое
  • Державинск
  • Ерейментау
  • Есик
  • Есиль
  • Жаксы
  • Жалагаш
  • Жанаарка
  • Жанакорган
  • Жанаозен
  • Жанатас
  • Жангала
  • Жанибек
  • Жансугурово
  • Жаркент
  • Жезказган
  • Железинка
  • Жетысай
  • Житикара
  • Жосалы
  • Жымпиты
  • Зайсан
  • Зеренда
  • Индер
  • Казыгурт
  • Калбатау
  • Кандыагаш
  • Карабалык
  • Карабулак
  • Караганда
  • Каражал
  • Карасу
  • Каратау
  • Каратобе
  • Карауылкелды
  • Каркаралинск
  • Каскелен
  • Касым Кайсенова
  • Кеген
  • Кентау
  • Кобда
  • Кокпекты
  • Кокшетау
  • Конаев
  • Кордай
  • Костанай
  • Кулан
  • Кульсары
  • Курчатов
  • Курчум
  • Кызылорда
  • Құрманғазы
  • Ленгер
  • Лисаковск
  • Макат
  • Макинск
  • Мангистау
  • Мартук
  • Махамбет
  • Мерке
  • Миялы
  • Новоишимское
  • Нура
  • Осакаровка
  • Отеген батыр
  • Павлодар
  • Петропавловск
  • Пресновка
  • Риддер
  • Рудный
  • Сайхин
  • Сарань
  • Сарканд
  • Сарыагаш
  • Сарыколь
  • Сарыозек
  • Сатпаев
  • Саумалколь
  • Семей
  • Сергеевка
  • Степногорск
  • Т.Рыскулова
  • Тайынша
  • Талгар
  • Талдыкорган
  • Талшик
  • Тараз
  • Таскала
  • Текели
  • Темирбек Жургенов
  • Темирлановка
  • Темиртау
  • Теренколь
  • Теренозек
  • Тобыл
  • Торгай
  • Торетам
  • Туркестан
  • Узунколь
  • Узынагаш
  • Улкен Нарын
  • Уральск
  • Урджар
  • Усть-Каменогорск
  • Ушарал
  • Уштобе
  • Федоровка (село)
  • Форт-Шевченко
  • Хромтау
  • Чапаево
  • Чингирлау
  • Чунджа
  • Шалкар
  • Шарбакты
  • Шардара
  • Шаулдер
  • Шахтинск
  • Шаян
  • Шелек
  • Шемонаиха
  • Шетпе
  • Шиели
  • Шолаккорган
  • Шортанды
  • Шу
  • Шубаркудук
  • Шымкент
  • Щучинск
  • Экибастуз
Экспертное мнение

Адекватность накоплений и пожизненность выплат из накопительной пенсионной системы

Краткое резюме

         Пенсионная система Казахстана является многоуровневой, включает в себя государственный и накопительный компоненты пенсии.  

Для повышения адекватности пенсионного обеспечения граждан, нивелирования экономических и демографических рисков, характерных для распределительных систем, в мире развивают накопительные системы с участием всех сторон (государства, работника и работодателя) в формировании населением пенсионных сбережений. В Глобальном пенсионном индексе MCGPI[1] одной из рекомендаций для Казахстана является «стимулирование домохозяйств к повышению уровня пенсионных сбережений».

Учитывая международный опыт и актуарные расчеты, группа казахстанских экспертов[2] направила Главе государства комплекс предложений по пенсионной системе, включая предложения по развитию накопительной системы.

1) Какие предложения внесены экспертами по накопительной системе?

В целях обеспечения адекватности накоплений и пожизненности выплат накопительной пенсии экспертами предложено:

1. Заменить условно-накопительный вариант (фактически распределительный) обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР) понятным и более справедливым (для работников и работодателей) смешанным вариантом (модель «4+1»):

-  4% ОПВР направлять на индивидуальные пенсионные счета работников (с правом собственности на такие накопления и правом их наследования),

-  1% ОПВР направлять на общий счет гарантирования пожизненности выплат накопительной пенсии.

Гарантирование пожизненности выплат накопительной пенсии (аннуитизация) обеспечит добросовестных работников совокупной пенсией в течение всей старости и не ниже минимального социального стандарта (не ниже МЗП).

2. Обеспечить равный доступ граждан к пенсионному обеспечению за счет ОПВР (не ограничиваясь только с 1975 года рождения), что особенно важно с учетом объективного сокращения солидарной пении.

Проблематика

2)  Какие цели поставлены перед пенсионной системой?

В мире адекватность пенсии определяется коэффициентом замещения дохода (КЗД) - отношение размера пенсии пенсионера к его предпенсионному доходу.

Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года[3] поставлена цель – сохранение совокупного КЗД на уровне не ниже 40%.

Справочно. В 2023 году средний показатель КЗД за счет совокупной пенсии составил 42% (в т.ч. солидарная пенсия – 23%, базовая пенсия – 10%, накопительная пенсия – 9%).

3) От чего зависит величина накопительной пенсии?

Накопительная пенсия определяется следующими факторами:

- величина ставки ОПВ - в Казахстане составляет 10% (средняя ставка взносов в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) равна 18,4%[4]);

- период формирования накоплений - в Казахстане составил 26 лет (согласно расчетам ОЭСР, для достижения КЗД не менее 30% необходима ставка взноса примерно 13% и период отчисления взносов 40 лет),

- регулярность уплаты взносов (на 01.01.2024 г. в Казахстане 50% вкладчиков пока имеют небольшой стаж участия до 5 лет).

4) Что показывают актуарные расчеты международных организаций?

Актуарные расчеты ОЭСР показывают прямую зависимость величины КЗД от ставки пенсионных взносов и периода их уплаты (Диаграмма 1). Например, для обеспечения (с 95% вероятностью) КЗД в размере 30% ставка взноса должна составлять:

- около 13% с уплатой взносов в течение 40 лет и

- около 18% с уплатой взносов в течение 30 лет.

Также ниже в таблице приведен расчет ставок пенсионных взносов, необходимых для достижения целевого КЗД (с заданной степенью вероятности), для вкладчика с продолжительностью уплаты взносов в течение 40 лет (Таблица 1).

 

Целевой уровень коэффициента замещения дохода (КЗД)

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

Вероятности достижения целевого КЗД

50%

5,3

7,0

8,8

10,3

12,0

14,0

15,5

17,3

75%

7,8

10,5

13,0

15,5

18,0

20,8

23,5

26,0

90%

11,0

14,5

18,0

21,8

25,3

28,8

32,3

36,3

95%

12,8

17,3

21,8

25,8

30,5

35,0

39,0

43,3

99%

17,3

23,3

28,5

34,5

39,3

45,8

51,5

57,0

Таблица 1. Ставки пенсионных взносов, необходимые для достижения целевого КЗД (с заданной степенью вероятности) при условии уплаты взносов в течение 40 лет


картинка экспертного мнения.png

    Диаграмма 1. Зависимость КЗД от ставки и периода уплаты пенсионных взносов


Справочно. Указание вероятности (в результатах стохастического моделирования актуарных расчетов ОЭСР) связано с возможными колебаниями различных факторов (инвестиционной доходности, инфляции, ставок дисконтирования, ожидаемой продолжительности жизни и состояния рынка труда). В расчетах ОЭСР предполагается, что пенсионные активы инвестируются в портфель на 40% включающий долевые инструменты и на 60% – долговые ценные бумаги (сложившийся подход к построению структуры инвестиционного портфеля пенсионных фондов развитых стран), а также, что при достижении 65 лет пенсионные накопления конвертируются в пожизненный пенсионный аннуитет.

5) Как расчеты ОЭСР коррелируют с показателями в Казахстане?

В настоящее время вкладчики ЕНПФ, достигающие пенсионного возраста в 2024 году и имеющие 20 лет стажа уплаты взносов, имеют пенсионные накопления, обеспечивающие:

- 13% КЗД – в среднем от своего трудового дохода (за последние 5 лет),

- 11% КЗД – по медиане от своего трудового дохода (за последние 5 лет).

То есть фактические данные по вкладчикам ЕНПФ согласуются с расчетами ОЭСР.

Также из расчетов ОЭСР следует, что для адекватности накопительной пенсии важна уплата обязательных пенсионных взносов работодателей (ОПВР) в пользу всех работников. В этом случае взносы на пенсионный счет работников будут приближены к рекомендуемым ставкам взносов в странах ОЭСР (за счет 10% ОПВ и 5% ОПВР).

6) Отвечают ли в полной мере введенные обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР) интересам работников и работодателей?

В целях усиления накопительной пенсии с 1 января 2024 года были введены ОПВР. Ставки ОПВР повышаются постепенно с 1,5% в 2024 году до 5% к 2028 году.

Однако введение ОПВР предусмотрено по условно-накопительной модели, что имеет ряд существенных недостатков:

- ОПВР не являются собственностью граждан (не наследуются, перераспределяются в пользу тех, за кого взносы платят мало и нерегулярно);

- ОПВР введены только для работников с 1975 года рождения, поэтому эффект от их введения отложен на долгий срок (первые выплаты начнутся лишь с 2038 года);

- максимальные размеры выплат за счет ОПВР будут не более 2-х прожиточных минимумов (ПМ) и в целом прогнозные размеры выплат будут небольшими (Таблица 2), что также дестимулирует добросовестных работодателей и работников.

 

2040

2050

2060

В тенге (в текущих ценах)

Медианная выплата

8 230

19 579

33 785

Средневзвешенная выплата

12 224

27 036

39 081

В % относительно ПМ

Медианная выплата

22%

52%

90%

Средневзвешенная выплата

33%

72%

105%

Таблица 2. Низкие размеры пенсионных выплат по условно-накопительной модели


7)  В случае сохранения ОПВР в виде условно-накопительной модели какой ожидается КЗД?

Поскольку первые выплаты за счет ОПВР отложены до 2038 года, первоначально КЗД может вырасти до 6%-8%, однако затем происходит устойчивое снижение КЗД за счет ОПВР в долгосрочной перспективе (вне зависимости от доходности) (Диаграмма 2).

картинка экспери 2.png

Диаграмма 2. КЗД за счет ОПВР при реальной (выше инфляции) доходности 1% и 2%

 


Предлагаемые решения

8) Какие предложения внесли эксперты?

Экспертами предложено 4% ОПВР направить на индивидуальные пенсионные счета (ИПС) вкладчиков (для адекватного роста их пенсионных накоплений) и 1% - на специальный счет гарантирования пожизненности выплат (СГПВ) (Таблица 3).

Предназначение спецсчета - обеспечение пожизненных выплат (при пережитии вкладчиком своих накоплений) при условии наличия минимального стажа участия в накопительной пенсионной системе (не менее 15-20 лет) и/или минимальной суммы накоплений (необходимой для выплат минимальной накопительной пенсии).

Год

на ИПС

на СГПВ

Итого - взнос ОПВР

2024

1,5%

1,5%

2025

1,5%

1,0%

2,5%

2026

2,5%

1,0%

3,5%

2027

3,5%

1,0%

4,5%

с 2028 года и далее

4%

1,0%

5,0%

Таблица 3. Распределение взносов с учётом поэтапного введения ОПВР


Предложение экспертов имеет ряд преимуществ для граждан (Таблица 4):

 

Индивидуальный          пенсионный счет (ИПС)

Счет гарантирования пожизненности выплат (СГПВ)

Назначение

индивидуальные пенсионные накопления (аналогично 10% ОПВ) для обеспечения адекватности роста сбережений вкладчиков

финансирование пожизненных выплат (в случае пережития получателем своих пенсионных накоплений)

Преимущества

- права собственности и права наследования

- рост индивидуальных пенсионных накоплений и выплат

- возможность выбора инвестиционной стратегии

- возможность покупки пенсионного аннуитета

- мотивация работников и работодателей к уплате ОПВР

- формализация занятости и прозрачность доходов

пожизненность, стабильность и адекватность выплат накопительной пенсии в интересах граждан (с

учетом международной практики)

 

Таблица 4. Назначение и преимущества выплат с ИПС и СГПВ


9)  Как более наглядно выглядят предложения экспертов?

В рамках визуализации жизненного цикла каждого вкладчика предложения экспертов можно представить следующим образом (Диаграмма 3):

    Безымянный.png

Диаграмма 3. Жизненный цикл вкладчика

* индивидуальный пенсионный счет

** счет гарантирования пожизненности выплат

10) Какой есть международный опыт по обеспечению пожизненности пенсий в накопительной пенсионной системе?

Глобальные демографические тренды, связанные с ростом продолжительности жизни населения, с одной стороны, и снижением уровня рождаемости (урбанизация и эмансипация) и формальной занятости, с другой, ведут к системной финансовой неустойчивости распределительных пенсионных систем (солидарные, страховые и др.).

Поэтому все больше стран вводят (повышают роль) накопительные пенсионные системы (как основной альтернативный компонент или дополнение к распределительной системе): их число быстро выросло с 17 стран в 1999 году до 51 страны в 2022 году.

Для решения рисков пережития пенсионных накоплений лучшей практикой стран с накопительной системой признаются практики, предусматривающие аннуитетные выплаты с пожизненным пенсионным доходом. Это мнение разделяют эксперты ОЭСР, МОТ, Всемирного банка, глобальных пенсионных индексов MCGPI, API и многие другие.

Справочно. В Сингапуре с 2009 года введена обязательность покупки пожизненных пенсионных аннуитетов; в Чили c 2004 года введена единая электронная платформа SCOMP, через которую вкладчики приобретают пенсионные аннуитеты страховых компаний; в Колумбии введен механизм гарантирования минимального пожизненного пенсионного дохода не ниже размера минимальной заработной платы добросовестным участникам пенсионной системы.

11) Какие результаты от предложений экспертов?

Предложение экспертов о направлении 4% ОПВР на индивидуальный пенсионный счет (ИПС) работника (в дополнение к 10% обязательным пенсионным взносам) позволит обеспечить адекватный рост пенсионных накоплений (с учетом актуарных расчетов ОЭСР). Направление 1% ОПВР на счет гарантирования пожизненности выплат обеспечит непрерывность выплат накопительной пенсии (с учетом международной практики).

Актуарные расчеты ЕНПФ по предложениям экспертов показывают:

финансовую устойчивость системы в долгосрочной перспективе (без необходимости субсидий из госбюджета);

- пожизненность и адекватность накопительной пенсии на стабильно высоком уровне на протяжении всей старости (коэффициент замещения свыше 40% пожизненно). Тем самым полностью нивелируются риски неизбежного ежегодного снижения коэффициента замещения дохода в рамках действующей системы.


[1] В 2023 году пенсионная система Казахстана впервые включена в пенсионный индекс MCGPI (Mercer CFA Institute Global Pension Index), заняв 20-е место среди 47 стран, представляющих 64% населения мира.

[2] Григорий Марченко, Ораз Жандосов, Болат Жамишев, Кадыржан Дамитов, Анвар Сайденов, Елена Бахмутова, с участием Гульфайрус Шайкаковой.

[3] Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 18.06.2014 г. № 841

[4] OECD (2019), Pensions at a Glance 2019: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, Paris