Выберите филиал:
В мире различают два основных типа пенсионных систем: распределительный и накопительный. Принципиальным отличием является механизм финансирования.
Распределительная система является коллективной, где финансирование пенсий состоявшихся пенсионеров осуществляется за счет налоговых и/или социальных отчислений нынешних работающих граждан. Индивидуальные пенсионные сбережения не формируются, и размер пенсии каждого полностью зависит от механизма и возможностей распределительной системы (госбюджета и/или страхового внебюджетного фонда).
«Накопительная пенсионная система (НПС) является индивидуальной, финансирование пенсий обеспечивается из личных (обязательных и добровольных) пенсионных сбережений граждан. Сбережения формируются за счет взносов работника либо работодателя в пользу работника, накапливаемых на индивидуальном пенсионном счете (ИПС) работника на протяжении всей его трудовой деятельности. Чем выше и стабильнее трудовые доходы человека, чем дольше и регулярнее он уплачивает пенсионные взносы, тем больше его накопления и накопительная пенсия. В целях сохранения и увеличения стоимости пенсионных накоплений они инвестируются с начислением инвестиционного дохода», – комментирует председатель правления АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Жанат Курманов.
Каждая страна, исходя из исторического опыта, демографической структуры населения, уровня экономического развития и социальной политики, развивает как государственный (распределительный), так и накопительный компоненты пенсии, используя ту или иную комбинацию основных двух типов пенсионных систем (включая различные гибридные условно-накопительные или балльные системы).
«Всемирный банк и ОЭСР, изучая опыт пенсионного обеспечения разных стран мира на протяжении последних десятилетий, пришли к выводу, что наиболее успешно решают задачи адекватного обеспечения дохода граждан в старости многоуровневые (многокомпонентные) пенсионные системы. Многоуровневые системы признаны как наиболее устойчивые, сбалансированные и эффективные. Они имеют более широкий охват населения ввиду ориентированности на различные слои общества (включая социально-уязвимые), что содействует сокращению бедности; обеспечению граждан стабильной многокомпонентной пенсией благодаря диверсификации источников; снижению финансово-бюджетных, социально-экономических и демографических рисков страны», – подчеркивает собеседник.
На фоне глобальных демографических трендов (рост продолжительности жизни, снижение отношения количества граждан трудоспособного возраста к количеству граждан пенсионного возраста) в мире растет роль накопительной системы. Она позволяет сохранить адекватную социальную нагрузку на госбюджет, вовлечь граждан в формирование долгосрочных пенсионных сбережений. Поэтому дальнейшее развитие накопительного компонента многоуровневой пенсионной системы Казахстана, как устойчивого и социально справедливого, является стратегически важным.
Преимуществами многокомпонентной пенсии являются:
Долгосрочные направления развития пенсионной системы Казахстана определены Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года, утвержденной Указом президента.
«Реализуемые в рамках Концепции меры призваны обеспечить сохранение до 2030 года коэффициента замещения дохода работников совокупными пенсионными выплатами на уровне не менее 40% утраченного заработка при стаже участия в пенсионной системе не менее 35 лет и регулярности отчислений 12 раз в год (на уровне международных стандартов), – говорит глава ЕНПФ. – Модернизированная пенсионная система Казахстана будет оставаться многоуровневой, включая государственный и накопительный компоненты».
Первый уровень включает в себя государственный компонент пенсии – пенсионные выплаты за счет средств госбюджета (солидарная и базовая пенсионные выплаты). С учетом уменьшения размеров солидарных пенсий и снижения охвата ею граждан (в силу постепенного сокращения числа работников, имеющих минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения солидарной пенсии, не менее 6 месяцев на 1 января 1998 года) планируется внедрение с 2028 года минимальной гарантированной пенсии (МГП). МГП будет единым государственным компонентом пенсии, который увеличит минимальные госгарантии пенсионного обеспечения, обеспечит переход от базовой пенсионной выплаты, учитывая трудовой стаж как до, так и после 1998 года.
Второй и третий уровни включают в себя накопительный компонент пенсии – пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет:
«Концепция предусматривает диверсификацию источников пенсионных доходов граждан с распределением ответственности за их пенсионное обеспечение между государством, работодателем и работником, как это принято в международной практике. С учетом этого планируется внедрение с 2023 года обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР), что позволит увеличить пенсионные накопления работников и их будущие пенсионные доходы за счет накопительной пенсии», – объясняет глава ЕНПФ.
Как и в странах с развитыми пенсионными системами, в Казахстане государство гарантирует гражданам минимальный уровень пенсии, обеспечивая ее поэтапный рост и приближение к международным стандартам. Работники (из своих доходов и доходов работодателей) формируют индивидуальные пенсионные накопления, при этом размер накоплений каждого работника зависит от его личного трудового вклада.
Подробнее: www.dknews.kz