Выберите филиал:
С 1 января 2018 года в Казахстане предусмотрено введение новой условно-накопительной пенсионной системы (УНС) за счет установления дополнительных 5% обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР). Уже из определения понятно, что эти вклады вносит работодатель, следовательно, они не являются собственностью граждан и не наследуются.
В связи с этим, среди населения страны в последнее время стало возникать непонимание и, как следствие, недоверие. Справедливости ради стоит отметить, что эти веяния возникли не на пустом месте. Большинство работающих граждан не знают, для чего вводится ОПВР, ведь есть 10% обязательных пенсионных взносов. Многие боятся, что в связи с нововведением работодатели намеренно будут уменьшать зарплату на те же 5%.
В какой-то степени тревоги населения можно объяснить, поскольку, как это ни прискорбно, уровень финансовой грамотности казахстанских граждан пока оставляет желать лучшего. Несмотря на доступность информации, все еще встречаются люди, которые считают, что пенсионные фонды в Казахстане - это Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), якобы присваивают себе инвестиционный доход вкладчиков. И идет эта неправильная трактовка не от злого умысла, а от простого недопонимания работы пенсионной и финансовой системы в целом.
Давайте разложим все по полкам и как можно проще проясним вопрос с внедрением УНС. Начнем с того, что на сегодня пенсия состоит из трех частей: базовой, солидарной и накопительной.
Базовая – это 50% от прожиточного минимума (ПМ). Эта часть пенсии выплачивается абсолютно всем пенсионерам, независимо от трудового стажа, из средств государственной казны.
Солидарная. На нее могут претендовать только те, кто имеет хотя бы полгода трудовой деятельности до 1998 года (обучение в вузе также в него входит). Получается, что последними получать эту часть пенсии будут люди, родившиеся примерно в 1979-1980 гг. Эта часть также выделяется из бюджета.
Наконец, пенсия накопительная. С ней все гораздо проще. Накопительная пенсия – это та часть сбережений, которую отчисляет сам вкладчик, иными словами, те 10%, которые с 1998 года переводятся с зарплаты на индивидуальный пенсионный счет, предназначение которого - обеспечение достойной старости.
Тут возникает вопрос, зачем же тогда вводить УНС, если пенсия из чего-то уже складывается? Но не все так просто.
Чтобы понять, в чем же загвоздка, вернемся к солидарной пенсии. Еще во времена Советского Союза на одного пенсионера приходилось четыре работающих человека, которые, собственно, его и «спонсировали». Четыре труженика отчисляли соответствующие налоги, а один наслаждался заслуженным отдыхом. Но произошел развал, кризис и все вытекающие последствия, и работающая часть населения значительно сократилась, что прямо пропорционально отразилось и на поступлениях в казну государства. К 1998 году на одного пенсионера приходилось 1,8 работающих.
Кроме того, как раз на 90-е годы пришлась самая низкая рождаемость, тогда как в послевоенные годы, т.е. в 50-60х гг. был своего рода baby-boom. Таким образом, нынешняя работающая молодежь (25-30 лет) не может в полной мере обеспечивать пенсионеров (65-75 лет), так как количество работающего населения по сравнению с советскими реалиями уменьшилось более чем в два раза. Сейчас на одного пенсионера работающих, регулярно перечисляющих пенсионные взносы, немногим больше, чем в конце 90-х - 2,2. С учетом всех этих факторов, а также того, что трудовой стаж до 1998 года становится все меньше, возникла необходимость постепенного замещения солидарной части пенсии.
Не стоит забывать и о том, что определенная часть населения Казахстана не является примерными вкладчиками ЕНПФ и производит пенсионные отчисления либо очень редко, либо не делает этого вовсе. Из почти 10 миллионов счетов в ЕНПФ количество вкладчиков, регулярно перечисляющих взносы в ЕНПФ, составляет 6,4 миллиона человек, или всего 75% от занятого населения. Остальное активное, но не делающее взносы население (а это более 3,5 миллионов), достигнув пенсионного возраста, тоже хочет получать «заслуженную» пенсию.
Поэтому после тщательных расчетов и изучения международного опыта и были введены в законодательство изменения и дополнения. Они коснулись и базовой пенсии. С 2018 года ее размер при стаже в 10 и менее лет или его отсутствии будет равен 50% ПМ. А за каждый последующий полный год будет увеличиваться на 2%. То есть при стаже 20 лет размер базовой пенсии будет составлять 70%, 30 лет – 90%, а при 35-летнем стаже и более - 100% ПМ. Причем стаж должен подтверждаться не только записями в трудовой книжке, но и регулярными пенсионными взносами в ЕНПФ.
Еще одним слагаемым в общей сумме пенсии должны стать взносы за счет работодателя.
Главным преимуществом новых 5% обязательных пенсионных взносов работодателя является то, что пенсионер, за которого работодатель осуществлял эти взносы, будет получать пенсию из этого компонента пожизненно, даже если средства на его условном пенсионном счете будут исчерпаны (при условии стажа участия 5 и более лет). Так как накопления не наследуются, то накопления покинувших систему (умерших/уехавших) перераспределяются в счет остальных участников пула.
Модель УНС не является чем-то новым и экспериментальным. Это полноценно работающая пенсионная модель таких западных стран, как Швеция, Норвегия, Латвия и др.
Пенсионная система постоянно развивается. Казахстанская пенсионная модель предусматривает участие и заинтересованность трех сторон: государства, работодателя и самого вкладчика. Государство берет на себя ответственность за базовый уровень пенсии, гарантию сохранности пенсионных накоплений, деятельность ЕНПФ.
Но не меньшая ответственность лежит на работодателе за своевременное и полное перечисление обязательных пенсионных взносов и пополнение условно-накопительных счетов работника и на каждом из нас. Ведь в конечном итоге это же НАШЕ будущее.